КАК ПЕРЕЖИТЬ ДУХОВНОЕ ВЫГОРАНИЕ
#духовное_выгорание #кризис_веры #духовный_кризис
— Духовное выгорание — часто люди понимают его по-разному. Кто-то перестает испытывать эмоции в духовной жизни, кто-то внезапно сталкивается с несовершенствами людей в Церкви и не может их вынести. Одни чувствуют, что ни на что нет сил, другие будто бы пресытились церковной жизнью, стало неинтересно. Что вы думаете как психолог об этом явлении?
— Для меня здесь соединяются два понятия. Первое — эмоциональное выгорание в религиозной жизни, оно сродни аналогичным состояниям в любой деятельности, в которую мы вложили много эмоциональных усилий и которая для нас в какой-то момент была значима, но либо нас истощила, либо не принесла того результата, на который мы рассчитывали.
Второе понятие — духовный кризис, который является закономерной частью нашей духовной жизни и по большому счету представляет собой исчерпание прежних смыслов и порой — состояние богооставленности, которое надо пройти как испытание для обретения большей зрелости и смирения в отношениях с Богом.
Поэтому духовное выгорание я бы определила так: есть два явления, иногда они происходят одновременно, иногда одно из них. Для начала нужно разобраться, какой именно случился сбой, от этого зависят наши дальнейшие действия.
— А может, у человека не духовное выгорание, а в целом неудовлетворенность жизнью. Как понять?
— Разочаровался в жизни — это третья история, экзистенциальный кризис. Здесь могут быть разные толкования. Все имеют право на частное богословское мнение, мое такое: духовное выгорание прежде всего относится к нашим отношениям с Богом. Это может проявляться в сложностях, например, с молитвенной практикой или вообще с соблюдением обрядовой стороны церковной жизни, которая, по сути, не главное — это средство, и средство именно для приближения к Богу. И как раз, когда мы говорим о выгорании, мы недовольны прежде всего этим, в других сферах жизни у нас может быть все и неплохо.
А в целом неудовлетворенность жизнью — это когда не оправдались наши ожидания.
Мы понимаем, что какие-то наши желания не сбудутся уже никогда. Например, никогда не будет какой-то профессии, семьи, детей, какого-то ощущения смысла от собственной деятельности или от каждого прожитого дня.
Но иногда человеку кажется, что чего-то не будет, а оно потом появляется. Смысл — вещь, которая может быть найдена в любой ситуации. Поэтому, когда человек чувствует, что все его достало, надо остановиться и начинать конкретизировать. А что именно достало? Если это вас не устраивает, каким оно должно быть?
— Насколько выгорание вообще связано с внешним контекстом, в котором мы живем? Священник снял с себя сан, прихожане — раз, и разочаровались, выгорели. Или это не связано?
— Внешняя сторона, иначе говоря, объективная реальность, безусловно, влияет. Иногда причиной духовного кризиса становится какое-то событие. Это некий импульс, но никогда он не является основной причиной.
И если мы говорим о церковной жизни, то обычно есть некий цикл. Изначально бывает много идеализации. Неофит приходит в Церковь, все в ней свято, для него открываются новые смыслы. По аналогии с отношениями — это как период яркой влюбленности, когда достоинства преувеличивают стократно, а недостатки не замечают.
Ну а потом начинается жизнь и через какое-то время происходит крушение иллюзий. Не обязательно всех и в полном объеме, но становится понятно, что какие-то вещи, которые мы считали незыблемыми, на самом деле отсутствуют или они совсем не таковы, какими мы их считали. Внутренние противоречия накапливаются, а еще и идеализация работает — человек же, если что-то не так, ищет причину в себе, и у него возрастает чувство вины. Выгорание не случается мгновенно, это не короткое замыкание в электрической сети, а процесс.
— Как тогда почувствовать, что процесс пошел? Какие сигналы?
— Первую стадию выгорания обычно проскакивают незамеченной, потому что она выглядит так: мотивации меньше, а человек старается прикладывать усилия и «жмет на газ». Вроде бы он становится даже более активным, деятельным, ревностным, но чем дальше, тем больше результаты достигаются усилием воли и стиснутыми зубами.
И в какой-то момент происходит откат назад. Человек чувствует раздражение, апатию, желание поменьше контактировать с людьми или не делать те дела, которые спровоцировали это выгорание. В общем, спрятаться в домике, чтобы туда никто не мог попасть.
— А если мы упустили момент? Вот это все нарастало как лавина, и человек вдруг почувствовал, что уже не справляется. Наступил кризис. Что дальше?
— Дальше начинается депрессия и физическая неспособность что-то делать. Психика поочередно включает один защитный механизм за другим. Может произойти обесценивание — как психологическая защита. Если обесценить все, что мы идеализировали, мы вроде бы от этого дистанцировались.
Потом, если процесс не застопорится на этой фазе, качели качнутся в обратную сторону, и будет принятие.
Это более взрослая позиция: да, мир не идеален, Церковь не идеальна, люди не идеальны, но в этом есть то, что мне дорого.
Собственно говоря, человек уже не ожидает, что ему кто-то сделает идеально.
На этом переломе, когда старые модели не работают, а новые пока не созданы, у человека возникает ощущение полной беспомощности, потери контроля над происходящим и главное — над собственным эмоциональным состоянием.
А потом, если человек не поддался отчаянию и продолжает искать, он переосмысливает прежний опыт и приходит в состояние созидания. Появляется новое понимание, виден выход из тупика, какой-то новый образ действий. В этом и смысл духовного кризиса, человек совершает качественный скачок.
+ Комментариев пока нет
Добавьте свой