ДЕЛА ЗАКОНА И ДЕЛА ВЕРЫ
#дела_закона #дела_веры #степанов #вера #влияние_Духа
ДЕЛА ЗАКОНА И ДЕЛА ВЕРЫ
***Гал.2:15,16 Библия РБО-2011 «Мы по рождению евреи, а не какие-нибудь «грешники–язычники». Но мы знаем, что ни один человек НЕ БУДЕТ ОПРАВДАН ДЕЛАМИ ЗАКОНА, а ТОЛЬКО ВЕРОЙ (SOLA FIDE) в Иисуса Христа. Поэтому и мы поверили в Христа Иисуса, чтобы получить оправдание верой в Христа, А НЕ ДЕЛАМИ ЗАКОНА, так как ДЕЛАМИ ЗАКОНА «не оправдается никто из живущих»».
Поэтому и правы мы, когда утверждаем реформатское «SOLA FIDE» – «только верою», ибо от всей души верим и знаем из опыта, что именно ВЕРА ПРИНОСИТ ГРЕШНИКУ И СПАСЕНИЕ, И ПОСВЯЩЁННУЮ ЖИЗНЬ.
Попытка перестроить этот тезис в конструкцию «вера и посвящённая жизнь приносят спасение грешнику» – отражение католической и православной ортодоксии, ведь именно им присущ этот взгляд.
Всякий уверовавший спасён БЕЗОТНОСИТЕЛЬНО к любым делам и поступкам. И этим мы никак не обесцениваем добрые дела и послушание Богу, но ОТРИЦАЕМ ИХ ЗНАЧЕНИЕ В КАЧЕСТВЕ ИСТОЧНИКА ИЛИ УСЛОВИЯ НАШЕГО СПАСЕНИЯ, считая их неизбежными плодами веры и естественным свидетельством обретённого мира с Богом. В этом вся суть и разница между «делами закона» и «делами веры».
Всякий уверовавший спасён БЕЗОТНОСИТЕЛЬНО к любым делам и поступкам. И этим мы никак не обесцениваем добрые дела и послушание Богу, но ОТРИЦАЕМ ИХ ЗНАЧЕНИЕ В КАЧЕСТВЕ ИСТОЧНИКА ИЛИ УСЛОВИЯ НАШЕГО СПАСЕНИЯ, считая их неизбежными плодами веры и естественным свидетельством обретённого мира с Богом. В этом вся суть и разница между «делами закона» и «делами веры».
Евангельское богословие доктора Лютера, хотя и возвещает преобразующую силу Слова Божьего, но не возлагает никаких спасительных надежд на наше преобразование, так как в этом преобразовании всегда тысячи изъянов.
А потому я готов бесконечно вторить именно Лютеру: «SOLUS CHRISTUS» – «только Христос» – только Его жизнь, только ею спасаемся (Он действительно – та важнейшая и определяющая историю спасения нить, связавшая Небеса и Землю, и нет ничего странного в таком «Христомонизме», если помнить сказанное Им: ***Ин.10:30 «Я и Отец – одно»).
Его 33-х лет совершенства больше чем достаточно, чтобы покрыть бесславие жизни каждого из нас, жизни всякого уверовавшего грешника, той жизни, которая по вере «сокрыта со Христом в Боге» (Кол.3:3). И именно поэтому, когда «явится Христос, ЖИЗНЬ ВАША, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Кол.3:4), и этого не изменить никому, никогда и ничем. ***Ин.6:28,29, Библия РБО-2011 «»А что мы ДОЛЖНЫ ДЕЛАТЬ для того, чтобы дела наши были угодны Богу?» — спросили они Его. «Вот ваше дело для Бога, — сказал им в ответ Иисус, — ВЕРЬТЕ в Того, кого Он послал»». Прекрасной иллюстрацией к этим словам Христа является вопрос прощения ближнего в контрасте двух заветов. Матфей рассказывает о том, что после научения учеников молитве «Отче наш», Иисус сказал: ***Мф.6:14,15 «Ибо ЕСЛИ вы будете прощать людям согрешения их, ТО простит и вам Отец ваш Небесный, а ЕСЛИ не будете прощать людям согрешения их, ТО и Отец ваш не простит вам согрешений ваших».
Из этого отрывка следует, что прощать я должен из соображения почти корыстного, ибо, если я не прощу ближнего, то и меня Бог не простит. И, если воспринять эти слова буквалистски, то прощать Бог «как бы» собирается лишь в той мере, в какой способны простить мы… А это, конечно же, – полный тупик и безысходность, так как совершенно прощать мы не можем, даже если «из кожи вылезем»… А потому вне всяких сомнений это «прямо пропорциональное» состязание с Богом мы по определению проиграли… ТАКОВЫ «дела закона»…
Но вот потрясающие (уже упомянутые мною выше в теме о прощении) слова, написанные в эпоху «по ЭТУ сторону Креста»: ***Кол.3:13 «Снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: КАК ХРИСТОС ПРОСТИЛ ВАС, ТАК И ВЫ».
Или вот ещё: ***Еф.4:32 «Но будьте друг ко другу добры, сострадательны, ПРОЩАЙТЕ ДРУГ ДРУГА, КАК И БОГ ВО ХРИСТЕ ПРОСТИЛ ВАС». Совсем иной ракурс, это уже настоящее Евангелие! Христос уже простил нас в полной мере, а поэтому и мы обретаем способность пойти в прощении куда дальше, так как мы все – должники благодати. И ТАКОВЫ «дела веры»…
Они никогда не делаются ради нашего положения пред Богом, наше положение пред Ним всегда безотносительно к делам, но «дела веры» – всегда привилегия, проистекающая из веры не «на оценку», а потому что они органично присущи вере.
Поэтому святой Павел и произносит свои великие «НЕЗАВИСИМО» по Синодальному переводу:
***Рим.3:21 «Но ныне, НЕЗАВИСИМО ОТ ЗАКОНА, явилась правда (праведность) Божия…» («Но теперь Бог открыл людям путь избавления от вины ПОМИМО ЗАКОНА…» РБО-2011).
***Рим.3:28 «Ибо мы признаём, что человек оправдывается верою, НЕЗАВИСИМО ОТ ДЕЛ ЗАКОНА» («Потому что мы утверждаем: человек может быть оправдан верой, БЕЗ ДЕЛ ЗАКОНА» РБО-2011)
***Рим.4:6 «Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность НЕЗАВИСИМО ОТ ДЕЛ» («Именно это имел в виду Давид, когда говорил о счастье того, кого Бог ПРИЗНАЕТ ПРАВЕДНЫМ БЕЗ ДЕЛ» РБО-2011)
Независимо от закона, независимо от дел закона (лучших из всех дел), независимо от любых дел… Полагаю, что именно поэтому Павел и сказал, что даже тот, «у кого дело сгорит, тот потерпит урон; ВПРОЧЕМ, САМ СПАСЁТСЯ, но так, как бы из огня» (1Кор.3:15).
Даже с теми, кто к делу Божьему относится не с должным усердием, Бог не будет сводить счёты, потому что уже спас нас без всяких дел, потому и устранил СТРАХ НАКАЗАНИЯ. Однако уверовавшего в своё завершённое спасение в Иисусе трудно удержать в стороне от проявления христианской любви и активной (по Лютеру) доброты.
Сомнительно весьма предположение, что Богу угодно послушание, основанное на страхе потерять спасение! Есть другой, куда лучший мотив – совершенная любовь, в которой «…нет страха — совершенная любовь изгоняет страх, потому что СТРАХ СВЯЗАН С НАКАЗАНИЕМ и тот, кто боится, не достиг совершенства в любви» (1Ин.4:18, Библия РБО-2011).
Сомнительно весьма предположение, что Богу угодно послушание, основанное на страхе потерять спасение! Есть другой, куда лучший мотив – совершенная любовь, в которой «…нет страха — совершенная любовь изгоняет страх, потому что СТРАХ СВЯЗАН С НАКАЗАНИЕМ и тот, кто боится, не достиг совершенства в любви» (1Ин.4:18, Библия РБО-2011).
Мы все – безмерные должники благодати, а потому все равны, всё лучшее в нас всегда нуждается в милости, и Бог это даёт нам Своей щедрой рукой на каждый день, и каждое утро Он снова наполняет сосуд Своего милосердия для всех нас (см. Пл.Иер.3:22,23). Как бы не сложился нынешним днём мой «субъективный аспект…», завтра утром чаша Божьей милости будет полна снова!
Если говорить о вере, которая «без дел мертва» (см. Иак.2), то, конечно-же, Иаков не говорит о двух видах веры – о плохой и о хорошей, но говорит он о том, что вера или есть, или её нет (она мертва). И если она есть, то в ней обязательно заложены и дела. Причём, контекст главы ясно говорит о важности заботы о бедных, которыми «говорящие о том, что они – верующие» открыто пренебрегали, отдавая предпочтение богатым.
Вопрос Иакова не в том, что кто-то имеет неправильную веру, его вопрос: «Что пользы, братия мои, ЕСЛИ КТО ГОВОРИТ, что он имеет веру…?» (Иак.2:14). А говорить можно всё, что угодно… Вера же меняет сердце, исполняя древнюю Божью мечту о том, чтобы верующие НЕ СПИСКОМ ПРАВИЛ или неким правоверным перечнем руководствовались, но сердцем, в котором Бог написал заповедь царского закона: «Люби ближнего, как самого себя» (Иак.2:8, Библия РБО-2011).
Об этом же говорит и «неудобовразумительный» Павел, отчасти помогая нам понять «понятного» Иакова, ибо когда подчёркивается в Священном Писании значимость дел, речь идёт О ДЕЛАХ ЛЮБВИ, а не о делах закона, «ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но ВЕРА, ДЕЙСТВУЮЩАЯ ЛЮБОВЬЮ» (Гал.5:6).
Бог Сам совершает работу по изменению плодов некогда худого дерева, корни которого теперь впитали жизнь Святого Духа. Это происходит совсем не от нас, и не от наших правильных установок, это – ОТ ОЧАРОВАНИЯ ХРИСТОМ, от умиления сердца, приведённого благовестием на Голгофу, где и обновился чудесным образом наш некогда мёртвый дух…
34
***Рим.7:5,6 «Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти; но ныне, УМЕРШИ ДЛЯ ЗАКОНА, которым были связаны, мы ОСВОБОДИЛИСЬ ОТ НЕГО, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а НЕ ПО ВЕТХОЙ БУКВЕ».
34
***Рим.7:5,6 «Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти; но ныне, УМЕРШИ ДЛЯ ЗАКОНА, которым были связаны, мы ОСВОБОДИЛИСЬ ОТ НЕГО, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а НЕ ПО ВЕТХОЙ БУКВЕ».
Все верующие люди полны ошибок, мы лишь отчасти видим, отчасти пророчествуем, всё – отчасти, а не в идеале. Но, умерши для закона на Голгофе, мы освободились от его (закона) осуждения… Я грешен во все дни моей жизни, но Бог принял меня навсегда, Дух Божий – как славный дар, живёт во мне, а я теперь «по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием» (Рим.7:22).
Находить удовольствие в принципах любви – удел людей, обретших спасение по благодати. Мы не видим всей духовной глубины этих заповедей, но наши «чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евр.5:14). Это – не на оценку, и не нашим усердием, но лишь по причине жизни Духа Божьего внутри нас, и похвалиться нам нечем…
Именно Дух Божий созидает в нас «дела веры», так как имеет прямое отношение к вере, а «закон же не имеет никакого отношения к вере…» (Гал.3:12, Библия РБО-2011).
Александр Степанов «О гарантиях креста»
+ Комментариев пока нет
Добавьте свой