ВСЕ ЛИ ПРИЗВАНИЯ РАВНЫ?
#мирское_и_духовное #высшее_призвание #служение
Как-то раз я задал вопрос одному предпринимателю, как он служит Богу. Его ответ был примерно следующим:
«Поскольку бизнес отнимает все мое время, то единственная возможность для меня служить Богу – это давать хорошие пожертвования».
Тогда я его спросил, не думал ли он о том, что сама его работа тоже может быть служением? Мой собеседник искренне удивился:
«Разве работа может быть служением? Это же просто зарабатывание денег, а не какая-то духовная деятельность!»
Верим ли мы, что Бог призывает людей к разной деятельности? Если да, то верим ли мы, что ценность этих разных призваний в глазах Бога одинакова? Или, подобно героям антиутопии Оруэлла, мы считаем, что «некоторые призвания равнее других»?
Разделение жизни на «духовную» и «светскую» сферы искажает наше представление о Боге. Если мы относим что-то к «недуховной» сфере, мы фактически заявляем, что Богу нет до этих вопросов дела. А поскольку к «недуховной» сфере у нас принято относить все, что не связано напрямую с деятельностью церкви (иными словами, туда попадают семья, работа и бизнес, общественная жизнь, образование, политика и т. д.), то в сознании и практической жизни большинства христиан Иисус является Главой Церкви, но никак не Господом всего мира!
Разделение на «духовное» и «светское» имеет своим результатом поклонение не тому Богу, о Котором говорит Библия… А ложное поклонение всегда проявляется и в повседневной жизни людей. Разорванное представление о мире приводит к нецелостной, фрагментарной жизни.
Поскольку «духовным» считается только то, что напрямую связано с деятельностью церкви, то для большинства христиан служение – это то, что человек делает в церкви. В некоторых случаях к служению (пусть и с оговорками) относят участие христиан в каких-то социальных проектах. Но только тогда, когда эти проекты, так или иначе, направлены на созидание церкви.
В результате христиане живут в постоянном внутреннем конфликте: с одной стороны, надо зарабатывать деньги на семью, с другой – служить Богу (делать что-то в церкви). Когда человек стремиться расти профессионально, он ощущает чувство вины, что «недостаточно уделяет время служению». А если он стремится к активному служению, страдает карьера, заработок и качество работы.
И никакой тайм-менеджмент не поможет разрешить этот конфликт, поскольку каждый из нас призван поклоняться и служить Богу «всем сердцем, всей душой, всем разумением и всей крепостью». А если моя работа не может быть служением, то я в принципе не могу исполнить эту заповедь!
Отсюда рождается представление, что есть «духовные» и «недуховные» профессии: быть пастором – значит «посвятить себя Богу на служение полного времени», а вот быть инженером или заниматься бизнесом – это «недуховная» работа. А потому искренние верующие, занятые профессиональным трудом, довольно часто чувствуют себя христианами «второго сорта» по отношению к тем, кто выбрал «полновременное служение». И никакие усилия «искупить» эту «недуховность» через активное служение в церкви и регулярные пожертвования не приносят удовлетворительного результата…
Разделение на «духовное» и «светское» разрывает жизни христиан и разделяет Тело Христово. Но, как мы уже обсуждали в одной из предыдущих заметок, у такого разделения нет библейского основания! В Библии нет разделения жизни на «духовную» и «мирскую». Большинство библейских персонажей, чьи имена звучат в проповедях в наших церквях, стали героями веры именно через свою «светскую» профессию.
Тот же Бог, Который одного человека призывает стать миссионером и отправиться в далекую страну, другому поручает открыть фирму или стать программистом. И Он делает это не для того, чтобы предприниматель приносил пожертвования, а программист занимался церковным сайтом (это тоже надо, но не в этом главная цель). Сама по себе работа программиста, инженера, повара, водителя или уборщицы могут и должны быть поклонением Богу и служением людям. Сами эти профессии в глазах Бога являются духовной деятельностью.
И задача служителей церкви – не упрекать людей, что они много времени проводят на работе «вместо служения Богу», а снарядить их так, чтобы сама их работа стала таким служением.
Супеер