ЛОВУШКА ИСТОРИИ

ЛОВУШКА ИСТОРИИ


#истинная_церковь #посредничество_церкви #апостольская_преемственность #история_церкви

ЛОВУШКА ИСТОРИИ
Истинные христиане должны выводить свою принадлежность к Церкви из истинности своих убеждений и действий (проверяемых через Библию). Однако институционалисты поступают наоборот — оправдывают свои убеждения и действия принадлежностью к церковной организации, которую они наделили непогрешимостью. Это очень опасная смысловая инверсия. Ибо именно этой логикой оправдывались многочисленные средневековые преступления папства:
«Римская Церковь никогда не заблуждалась и не будет заблуждаться во веки веков».
Именно этой логикой руководствуется восточно-католическая (православная) церковь, когда обвиняет протестантизм в том, что он не может быть истинным только потому, что возник в XVI веке, а до этого верили по-православному, потому что православная церковь якобы идет от апостолов.
Суть подобных высказываний сводится к одному: «Мы правы просто потому, что мы не можем быть неправыми, поскольку мы — истинная апостольская церковь, а ее врата ада не одолеют». Конечно, данная логика формально непробиваема. Однако она изначально основывается на ничем не обоснованном заявлении, что та или иная церковь-институт является «исторической правопреемницей апостолов». Данное заявление не поддается критерию объективной проверки, а должно восприниматься как нечто само собой разумеющееся, как аксиома, не требующая доказательств.
Хочу заметить, что подобная тактика обоснования своей легитимности характерна не только для православно-католической традиции, что в принципе объяснимо, но и для протестантских конфессий. Последний факт вызывает опасение потому, что он, по сути, означает отречение от основоположных принципов Реформации, согласно которым спасение и отношения с Богом строятся человеком без посредничества института церкви.
В сотериологии исторических церквей именно институты имеют решающее значение: церковью считается только такое сообщество, в котором сохранено историческое преемство от апостолов. Фактически именно институты определяют, является ли то или иное сообщество церковью. Многие протестанты воспроизводят тот же подход, иногда в том же, а иногда и в упрощенном виде. Например, многие протестанты
не признают общину церковью, если в ней нет рукоположенного пастора! Фактически мы сталкиваемся с редуцированным принципом апостольского преемства, но без какого-либо богословского и исторического основания. Ошибка — в неправильном понимании Церкви, что и приводит к неправильному пониманию преемственности от апостолов.
Мы приняли за аксиому, что некий определенный институт церкви должен был существовать во все времена. Затем мы начали мучительно искать этот институт, под который могли бы подвести наши современные церковные организации. Создавая всевозможные «песчаные замки» исторической преемственности, мы все больше и больше отходить от библейского понимания апостольской церкви.
Например, баптисты вдруг стали всерьез утверждать, что их вера идет от Иоанна Крестителя, ибо слово «крестить» (греч. βαπτιζοω) очень похоже на название их деноминации. Некоторые другие деноминации начинают выискивать собственные, протестантские «предания» о том, как именно
основатели их деноминации получили их сегодняшнее учение от учеников апостолов.
Мне лично доводилось слышать рассказы верующих определенной конфессии о том, как основатель этой группы верующих на территории современной Украины получил свое учение. Согласно данному протестантскому «преданию», он принял рукоположение на территории современной Турции. В одной из церквей, которая блюдет учение, переданное прошлым поколениям ее членов от самого апостола Павла.
Я не берусь судить, правдиво или нет данное предание, поскольку это не имеет значения. Ошибочным является сам дискурс, в котором истинная вера определяется путем исторической преемственности, а не путем анализа библейского учения.
Появление такого предания — результат неправильных ориентиров, попытка выйти из затруднения, связанного с концепцией исторической преемственности церкви. Приняв идею, что непременно существует 2000-летний институт истинной церкви, данная протестантская конфессия была вынуждена делать то же, что православные с католиками. Конкретно: формировать предание, согласно которому 2000 лет существует именно она, а не какая-то другая конфессия.
Сама постановка вопроса в данном случае является неверной. Поскольку изначально она исходит из неверной предпосылки о том, что
доказательством апостольского статуса церкви должна быть ее история. Мне весьма не нравятся беседы, в которых люди то и дело просят рассказать «историю вашей церкви». Получается, что для них важнее люди, а не вопрос о том, является ли библейской истиной то, что эти люди говорят. История не имеет никакого отношения к определению истинности наших убеждений. История призвана лишь фиксировать факты прошлого и история Церкви — не исключение. Утверждая нашу
веру на истории нашей конфессии, мы строим дом на песке, учим людей делать своей опорой других людей.
Максим Нестеренко ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ПЛЕНЕНИЕ ЦЕРКВИ

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Войти с помощью: