ПОЧЕМУ РУШАТСЯ ИМПЕРИИ

ПОЧЕМУ РУШАТСЯ ИМПЕРИИ


#константинеску #книга_даниила #даниил #субботняя_школа #игнорирование_истины

ПОЧЕМУ РУШАТСЯ ИМПЕРИИ

Чтобы понять, о чем идет речь в 5-й главе Даниила, нужно, понять как праздновался Новый год в Вавилоне во времена Навуходоносора. Новый год встречали в октябре, а не в конце декабря. Как в вавилонской так и в иудейской, в европейской, и в других культурах тех лет, годовой цикл смены времен года считался священным. Это был цикл времен года и созвездий, приносящий природные явления, в это время происходили все религиозные праздники, среди которых главными были день весеннего равноденствия, у евреев, — совпадающий с Пасхой и Новый год в Вавилоне, совпадающий с Днем Искупления у израильтян.

В то время, пока в вавилонских храмах происходили религиозные церемонии, в садах играли театральные представления под открытым небом. Артисты представляли ход всей истории, начиная от сотворения мира. Они представляли историю народных героев, таких как Гильгамеш, затем историю потопа, в которой по реке Евфрат проплывал Ноев ковчег с вавилонским Ноем. Гильгамеш как Ной выходил из ковчега и приносил жертву всем вавилонским богам. Затем актриса, представляющая богиню, бросает свое колье, которое эффектно превращалось в радугу, используя спецэффекты той эпохи: свет и распыленную воду, — и весь народ аплодировал и восклицал от радости. Затем следует образование Вавилонской империи, — представление с младенцем в корзине проплывающем по реке, но речь идет не о Моисее, а о боге Саргоне — первом вавилонском царе. Представлялась история Хаммурапи, где бог дает ему закон, появляется Навуходоносор первый, живший в 2100-х годах до Н.Э., его победа над Эламитами, и затем история появления нововавилонской империи.

На пятый день этих театральных представлений, появляется царь вавилонский, с него снимают царские одежды, отбирают корону и скипетр, и первосвященник бьет его перед всем народом и ругает за то, что он слишком горд, за то, что он не подает нужных почестей богам, и не достаточно заботится о народе. Тогда царь падает на колени, просит прощение, и кается. В конце концов первосвященник и боги принимают его просьбу о прощении, царю возвращают корону, скипетр и царские одежды. Обновляется завет вавилонского царя с Мардуком, и на всю страну изливаются благословения. Такой ритуал повторялся в каждом крупном городе по всей вавилонской империи, такой ритуал проходил и в Иудее в немного измененной форме.

Плененные евреи наблюдали все эти праздники, и, естественно, они их переинтерпретировали в своем богословии. Такие герои как Гильгамеш, — это нефилимы, гиганты, отпрыски от смешанных браков между ангелами и дочерьми человеческими. Саргон — это младенец Моисей, Хаммурапи — тоже Моисей, которому дают закон, вся история у них повторяется в немного видоизмененной форме. Также и сотворение мира похоже на вавилонские мифы, в которых человек был создан для служения богам, по сути видна та же мифологическая концепция.

В 538 году царь Набонид отменил эти ритуалы не только в Вавилоне, но и по всей империи, и возвысил культ бога Син. Валилоняне были озабочены тем, что их традиционные ритуалы больше не повторялись на Новый год, что завет с Мардуком более не возобновлялся, что царь больше не подчинялся богам, и его не унижали публично. Тогда, по словам вавилонских священников, они вознесли молитвы Мардуку, он их услышал, и послал Кира, который появился в ночь празднования Нового года как освободитель. Ну и, естественно, евреи сказали, что это они вознесли молитвы своему Богу и именно Он послал Кира, чтобы их освободить.

Теперь переместимся во 2-й век до н.э., когда Селевкидская империя управляла той частью мира, что ранее была под Вавилоном. Чтобы обосновать право на свою власть, греки ввели понятие эпохи. Они ввели менталитет: может быть вавилоняне и были представителями золотой эпохи, когда цари назначались, благословлялись и наказывались богами, но мы живем в новой эпохе, мы продукт истории, мы берем власть в свои руки. И, похоже, что автор книги Даниила соглашается с этой идеей, он заимствует у греков идею четырех металлов, идею того, что они живут в железный век, или в век, когда железо смешано с глиной, он соглашается с тем, что эпоха когда Бог поставлял и снимал царей прошла, и теперь царь делает то, что ему угодно.

Возникает вопрос: чем это все закончится? В то время в иудаизме появляется идея апокалиптики, идея, позже перенятая христианами — все эти империи ведут в мессианскую эру, и тогда произойдет освобождение людей. Когда Селевкиды завоевали Вавилон, они решили восстановить те театральные представления, которые были при Навуходоносоре. Вавилонский писатель Беросс перевел все эти истории на греческий язык. В Иудее эти пьесы разыгрывались на арамейском языке, языке, на котором была написана книга Даниила.

Театр во все времена использовался не только как развлечение, но и как социальная сатира и политическое заявление. Таким образом, разыгрывая в театре сцены из древнего Вавилона, актеры на самом деле ссылались на современных правителей. Тот же самый прием использует и Даниил в своей книге, когда допускает большие исторические неточности, потому что события происходили не во время жизни автора, а его источником информации были лишь театральные постановки об истории Навуходоносора, Набонида и Дария.

На самом деле в книге Даниила ярко отражаются события, произошедшие при Антиохе 3-м, и Антиохе 4-м — Антиохе Эпифане. Еще при Антиохе 3-м Селевкиды вступили в конфликт с римлянами и проиграли, эту же серию поражений продолжил Антиох 4-й, Эпифан. И, как случается в любой империи, теряющей свое влияние, она становится все более высокомерной и нетерпимой, это произошло и с Антиохом Эпифаном.

Естественно, критику такого поведения было невозможно произнести вслух, но в театральных постановках история о Вавилоне игралась с намеком на Антиоха Эпифана. А надпись на стене и завоевание Вавилона Киром было предсказанием о падении Антиоха. И похоже, что книга Даниила заимствует этот театральный прием. Она утверждает: Да, было время когда Бог поставлял и снимал царей, когда Бог давал им мудрость, но сегодня этого не происходит. У греков своя мудрость, они покорили весь мир, сейчас царь *делает все что пожелает*, эта фраза характеризует эпоху, в которой живет Даниил.

Даниил, с одной стороны, ставит унижение Валтасара в контраст с тем, что происходит в его время, а с другой, как предречение того, что Селевкидская империя приближается к своему закату. Валтасар осквернил храмовые сосуды, появилась надпись на стене, участь вавилонской империи предрешена. И, хотя это не произошло во время автора книги Даниила, вскоре пришла римская империя и одержала победу над Антиохом Эпифаном, осквернившим иудейский храм.

По какой причине поднимаются и падают империи? На это есть много причин, но одна из них состоит в том, что, даже если ты игнорируешь правду, правда тебя не игнорирует. Империи рушатся, потому что лгут, отсутствует прозрачность, царит лицемерие, потому что не желают выносить сор из избы, запрещают гражданам открыто обсуждать проблемы империи, чтоб не пошатнулся авторитет элиты. И впоследствии эти проигнорированные проблемы, эта ложь, бьют по империи, и она разрушается..

Может ли тоже самое произойти и с церковью? Я уже вижу надпись на стене. Я не верю в то, что автор урочника, Брэйзил де Соуза, будучи директором Института Библейских исследований при ГК, не знает, что Валтасар не был внуком Навуходоносора, не знает, что рассказы из первых шести глав Даниила — это фиктивная история, и тем более фиктивно утверждение, что Дарий завоевал Вавилон, когда весь мир еще со времен Геродота знает, что победу одержал Кир. Я думаю, что он понимает, что наша точка зрения о том, что Библия была напрямую продиктована Богом, неверна. Но это то, во что верит большинство членов церкви, и для того, чтобы сохранить церковные структуры и веру, лучше не говорить правду. Как я говорил выше, игнорирование истины, не оставит нас без наказания, и так же, как для вавилонской империи, так и для церкви уже появилась надпись на стене.

Эдмонд Константинеску, пастор румынской церкви АСД, Чикаго

Другие статьи автора www.vk.com/econstantinescu
Перевод Игорь Белый

1 комментарий

Добавьте свой
  1. 1
    Сергей

    Похоже, Константинеску совсем неуч, раз не знает, что существуют две версии родословной Валтасара:
    1) Валтасар — родной сын Навуходоносора и царицы Нитокрис, жены Навуходоносора (ставшей в последствии женой Набонида), усыновленный Набонидом. Версия представлена в книге В. А. Белявского «Вавилон легендарный и Вавилон исторический»;
    2) Валтасар — родной сын Набонида от дочери Навуходоносора, Нитокрис (в этой версии Нитокрис считается дочерью Навуходоносора). Изложена, например, в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона.
    При любом из вариантов, он является потомком Навуходоносора; к нему, по ближневосточной традиции, применим термин «сын». Примером такого использования смысла «сын» служит то, как в евангелиях люди называли Иисуса «сыном Давида».

+ Оставить комментарий

Войти с помощью: