СЕМЬ ЛЕТ БЕЗУМСТВА НАБОНИДА 

СЕМЬ ЛЕТ БЕЗУМСТВА НАБОНИДА 


#константинеску #даниил #книга_даниила #субботняя_школа #использование_мифов #поэтизм_книги

СЕМЬ ЛЕТ БЕЗУМСТВА НАБОНИДА 

Если мы обратимся к истории, то увидим, что царь Навуходоносор II-й умер в 562 г до н.э. Его сын царствовал всего лишь 2 года, а затем его сверг зять Навуходоносора. Через 4 года он умер, оставив наследником своего сына, которого убил генерал, не имевший никаких родственных отношений ни с Науходоносором ни с халдеями, он был ассирийцем, его имя было Валтасар.

В 5 главе книги Даниила Валтасар назван сыном Науходоносора. Валтасар воцарил своего отца, Набонида, и Валтасар никогда не был царем, последним вавилонским царем был Набонид. Набонид был спорным персонажем, о нем неоднозначно пишут как вавилонские летописи, так и сохранившиеся противоречивые легенды.
В чем заключается безумство Набонида? По его собственным рассказам, ему была открыта великая тайна, ему показался бог Син, называющий себя господином всех богов, верховным богом, который в вавилонской религии представлен как полумесяц,. Бог Син показал Набониду, что вавилоняне поклоняются ложным богам, и ему необходимо сделать реформу, удалить всех богов из храмов, и установить вместо них троицу: Луну (бога Син), Солнце и Венеру. Далее, по его же словам, вавилоняне воспротивились этой реформе, вследствие чего Син послал на них множество несчастий.
Разочарованный Набонид, поставил своего сына Валтасара руководить страной, а сам удалился в оазис в Аравии и проводил там время в медитации и общении с богами. Валтасар железной рукой провел все эти религиозные реформы по всей империи. Через 7 лет его отец вернулся, пригласил всех царей, включая Кира, и они вместе отпраздновали благословения, излитые на всех вследствие этой реформы, и все целовали его ноги. Через год Вавилон был завоеван Киром, который убил Валтасара, а его отца оставил в живых, так как он и так был безумным, — это по словам самого Набонида, который написал письмо и разослал его по всей империи.

По версии же вавилонских священников, написанной после завоевания Киром Вавилона, Набонида сослали в ссылку в Аравию, просто потому, что он был безумным. Империей руководил его сын Валтасар, установивший в центре Вавилона идола и заставивший всех ему поклоняться. Но этот идол был похож на демона, потому что полумесяц походил на рога, и с момента, когда из храмов удалили Мардука и других богов, страну постигли все несчастья. Набонид был настолько безумен, что, незадолго до завоевания Киром, он разослал по всей империи письмо, в котором хвастался, что Кир понял, кто есть истинный бог и целовал ему сандали. По этой версии Кир освободил все народы и восстановил древних богов как у вавилонян, так и у других народов по всей империи. У евреев также была своя версия, которая утверждала, что Кир восстановил истинную религию, потому что понял, что Бог иудеев — это истинный Бог.

Почему же Даниил впервой половине своей книги использовал похожие легенды, а не реальную историю? Похоже, что Даниил на самом деле хорошо знал историю, но намеренно использовал легенды.

Доказательство этому можно найти в перечислении музыкальных инструментов из Дан. 3:5, среди которых вы найдете «цевницу, гусли и симфонию». Таких инструментов не было ни у вавилонян, ни, тем более, у евреев. Это инструменты из греческого театра, таких слов не было ни в арамейском, ни, тем более, в еврейском языке. Автор использовал неологизмы, взяв греческие слова и транслитерировав их на арамейском. Это то же самое, что сказать, что оркестр играл джаз в Вавилоне в 6-м веке до н.э. Автор использовал художественный прием, указывая на пародию, которую разыгрывал Антиох Эпифан во время профанации иудейского святилища, когда он приказал поклоняться Зевсу и принес свинью в жертву в иерусалимском святилище под музыку этих инструментов.

Автор книги Даниила намеренно использует легенды о Данииле, трех юношах, Навуходоносоре, называет Валтасара сыном Навуходоносора, искажает другие исторические факты, для того чтобы донести свою идею. Его целью было передать трагедию своего времени в контрасте с идеальным прошлым, в котором Бог вмешивался в ход истории.

Евреи не были знакомы с демократией или правами человека, максимум, на что они могли надеяться, — это вера в доброго царя, которого Бог учит, критикует, исправляет, и может посадить на свое место, если потребуется. Пророки критиковали царей не только за их духовную жизнь, но и за то, что они не обращают внимание на бедных, не поступают по справедливости. Эта картина ведет нас к мессианской эре, когда это исполнится вновь. Даниил не думал о конце света в языках пламени, как мы себе это представляем, он видит будущее как эпоху, когда пророки вновь будут приходить к царям, давать им советы и критиковать, а цари будут их слушать, творить добро. Все люди будут равны, все национальности будут равны, и в этом свете израильский народ станет светом миру, все осознают превосходство их Бога над другими.

Опасность заключается в том, что мы игнорируем литературный аспект книги Даниила, интерпретируем художественную литературу как реальную историю. Даниил входит в канон, как литература, одобренная для чтения, наряду с книгами Ефирь, Притчи, Иов, Екклезиаст, Песнь Песней, — все это литература, а не догматика и не пророчество.

Когда Иисус упомянул пророка Даниила (в 24 главе Евангелия от Матфея), Он не хотел, чтобы ученики воспринимали его как идеологическую и политическую точку зрения, а наоборот. Цель книги Даниила — дать людям надежду, но для этого Даниил создает миф об идеальном прошлом, которое контрастирует с настоящим. Мифы имеют очень большое значение, это поняли ученые евреи в Вавилоне когда они писали первую главу книги Бытие и историю потопа, которые они переняли от вавилонян, переработали, и придали им те идеи, которые они хотели передать. Но главное, что они поняли, — это ценность мифологии в формировании национального самосознания. Мифы из Бытия и книги Даниила были актуальны как в свое время, так и на протяжении веков и даже до наших дней. В сравнении с ними вавилонская или греческая мифология потеряла свое значение. Причем актуальность еврейской мифологии теряется, если мифы интерпретировать ограниченно, если их интерпретировать как реальную историю.

Если мы в 21-м веке будем утверждать, что истории о трех юношах, о Данииле, о царе Навуходоносоре, — это реальные истории, то люди нас осмеют, потому что история Навуходоносора была подробно описана год за годом. Невозможно, чтобы в течение 7 лет он отсутствовал и жил как животное, борьба за власть тогда велась очень жестоко, его место быстро бы занял другой узурпатор, и это было бы описано в деталях летописцами.

Сознательно меняя историю, Даниил использует моменты из прошлого Вавилона для того, чтоб передать весть надежды. Она заключается не только в возрождении Израиля, но и всего мира, включая язычников. Даниил не мечтает о их уничтожении, он желает, чтобы все то хорошее, что принесли эти империи, возродилось и реформировалось. Он хочет, чтобы язычники и евреи сотрудничали в общей цивилизации. Эта экстраординарная идея из Даниила мне лично по нраву, в этом смысле то, что он хочет передать, намного глубже наших детских интерпретаций, которые очень легко опровергнуть.

Эдмонд Константинеску, пастор румынской церкви АСД, Чикаго

Другие статьи автора www.vk.com/econstantinescu
Перевод Игорь Белый

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Войти с помощью: