МУЧИТЕЛЬНЫЙ ВОПРОС ИЗ КНИГИ ДАНИИЛА
#константинеску #секуляризм #где_Бог #этноцентризм #субботняя_школа #даниил #книга_даниила
МУЧИТЕЛЬНЫЙ ВОПРОС ИЗ КНИГИ ДАНИИЛА
Несмотря на то, что книга Даниила была написана в период Макавеев, и она явно описывает конфликт между иудаизмом и эллинизмом, похоже, что она занимает позицию эллинизма. В ней поднимаются беспощадные вопросы по типу вопросов Сократа по поводу вмешательства Бога в историю. В большой степени ее можно сравнить с греческой трагедией, где главные герои — это Даниил и трое его друзей, апокалиптические животные, и в центре которой — трагический инстинкт израильского народа во втором веке до Н.Э.
То что характерно для книги Даниила, — это трагический и мучающий вопрос о судьбе человека в истории. Начиная с 8-й главы, автор задается мучительным вопросом: «За что Господи, и сколько еще нам терпеть». Живя во втором веке, в первых 6-ти главах автор описывает победу за победой: во первых, это отказ от царской еды, когда Бог делает юношей полнее, красивее и умнее всех. Во второй главе — сон Навуходоносора: Даниил раскрывает сон и его значение — ход истории, четыре царства, но после которых последует царство Божье. Параллельно ей ведет повествование 7-я глава, где кроме 4-х царств появляется Зверь, но Бог вмешивается в ход истории, появляется Сын Человеческий, руководство миром передается святым, народу божьему, под которым они, естественно, подразумевали народ израильский.
И, наконец, мы доходим до 8-й главы, где начинаются проблемы. В 8-й главе описывается нападение на Мидо-Персов Греции, малый рог — это Александр Македонский, рог ломается, и появляются другие 4 рога. И из одного из этих 4-х рогов, которые, естественно, ничего не говорят о римской империи или о папстве, по окончании правления эллинов, появляется небольшой рог. Это царь, который обратился против Бога, нарушил систему жертвоприношений, осквернил жертвенник, а затем 2 свидетеля беседуют и говорят, что святилище будет очищено через 2300 вечеров и утр. Даниил испугался, и ему было сказано, что это видение относится к последним дням.
И действительно, Святое место было очищено Маккавеями, но заметьте, здесь отсутствует вмешательство Божье, и Даниил остается в недоразумении. Далее, в 9-й главе Даниил получает разъяснение по поводу 2300 вечеров и утр, но опять же там отсутствует Божья рука. В 11-й главе мы встречаем буквальное описание, в котором, после последнего персидского царя Дария на сцене появляется греческий царь, ясно подтвержденный пояснением ангела Гавриила, что он будет делать все, что ему угодно. «И восстанет царь могущественный, который будет владычествовать с великою властью, и будет действовать по своей воле* (Даниил 11:3). И эта великая власть, которая делает все по своей воле, показывает нам, что, по мнению автора, Бог уже исчез со сцены истории. Царь делает все, что ему захочется, а Бог больше не вмешивается. И затем в конфликте Северного и Южного царей Бог опять не вмешивается.
В 12-й главе нам повествуется, что будут гонения, которых еще земля не видела, и тогда восстанет князь Михаил, который защитит народ Божий, то есть это — мессианское пророчество. Но Михаил — это не Иегова, который дал власть Навуходоносору, или появился в печи огненной, не Иегова, унижающий Валтасара, не Тот, Кто был с Даниилом в львином рву, не тот Иегова, который вывел народ израильский из Египта, или смягчает сердце царя и отпускает народ из Вавилона, и позволяет восстановить храм.
Как говорилось ранее, в межзаветный период появилась очень много апокалиптических книг, написанных различными иудейскими сектами. Эти апокалиптические книги в определенной степени повлияли на христианство. Например, апокалипсис Еноха цитируется в Послании Иуды, а также во Dтором послании Петра. И, хотя эти откровения были популярны в народе, но учёные иудеи тех времен их не миловали, всё-таки они включили книгу Даниила в канон Ветхого завета. Школа в Явне, давшая определение богодухновения книгам, вошедшим в Ветхий завет, состояла из очень грамотных раввинов, отлично знающих не только еврейский язык, но и греческую культуру, нашла ценное в книге Даниила, похоже, что они увидели то, чего не видят многие христианские комментаторы.
Книга Даниила написана в период войны Маккавеев 167-164 до нашей эры. В отличие от других апокалиптических книг, книга Даниила не содержит в себе такого агрессивного национализма. Несмотря на то, что книга написана в период войны и явно выражает конфликт между иудаизмом и эллинизм, как ни странно, на она отражает греческую культуру
Похоже на то, что драма из книги Даниила призвана контрастировать такими случаями, как спасение 3-х юношей из печи, с тем, что происходит во время Маккавеев, когда живущие во втором веке до нашей эры не видели признаков Божьего вмешательства.
В то время проходила гражданская война между Маккавеями — религиозными экстремистами, таких сегодня мы называем талибаном, и между эллинизированными евреями. Эллинизированные евреи не были врагами иудаизма, на практике христианство развилось в среде эллинизированного иудаизма, сам Павел был эллинизированным иудеем. Тот факт, что они приняли греческую культуру, науку и философию, не значит, что они отреклись от иудаизма. Например, Филон Александрийский был великим иудейский ученым, который создал великолепный синтез между иудаизмом и греческой философией. Павел также представил синтез греческого мышления и Библии. На этом построено христианство, которое содержит в себе эти два фактора. Павел также был воспитан как в логике, так и в греческой философии, а также занимался спортом, тем, что в книге Маккавеев представлено как кощунство. Несмотря на это, Павел был фарисеем и консервативным раввином. Это подтверждает тот факт, что эллинизированные евреи не были отступниками. И, похоже, что и автор книги Даниил также подвержен влиянию эллинизма, поэтому он не видит в мятежниках Маккавеях руку Божию. Но он видит страдание народа, он не заметил никаких улучшений для народа даже после победы Маккавеев.
В 11 главе два раза используется выражение: «и царь будет делать всё, что ему угодно». В первый раз — по отношению к Александру Македонскому, а во второй раз — по отношению к Антиоху Эпифану.
Похоже, что со взятием империи Александром Македонским, Бог больше не присутствует в истории, человек делает все, что захочет.
Ценность книги Даниила заключается в том, что она задает эти вопросы. Автор описывает чудеса с отказом от царской еды, с юношами в печи, Даниилом во львином рву, не для того, чтобы уверить слушателей в том, что надо так-же верить, и Бог вмешается и в нашу жизнь. Наоборот, эти истории нам повествуются в контрасте с тем, что происходит во дни жизни автора.
В пятой книге Маккавейской описана история о том, как греки пришли к одной еврейской семье, у которых было семеро детей. Они приказали старшему сыну есть свинину, но его мать сказала: «не ешь», — и они его убили, затем по очереди это повторилось со всеми сыновьями. Вопрос автора книги Даниила в том, почему Бог не вмешался в эту ситуацию так, как он вмешивался в ситуацию с нечистой пищей в Вавилоне, или с юношами в печи огненной. Почему Бог не вмешивался, когда множество верующих иудеев были мученически убиты.
Все это литературное произведение, эта драма из Вавилона, а также 7-я глава ставит вмешательство Бога в прошлую историю в контраст с отсутствием Бога в актуальное для автора время. Даниил пользуется приемами греческого театра, ставя эти истории лицом к лицу, и задает вопрос: «Доколе, Боже? Что происходит? Почему раньше было так, а сегодня дела обстоят иначе? Почему сегодня царь делает что ему угодно, а раньше Ты им не позволял делать этого? Раньше Ты позволял Навуходоносору завоевать Иерусалим, Ты сделал так, что Навуходоносор ел траву, ты сверг Валтасара, ты возвысил Дария Мидянина или Кира. Почему ранее Ты управлял всем ходом истории, а сегодня царь делает все, что ему угодно, и никто не может ему воспротивиться?»
И, если вы заметите, это в принципе та же дилемма с которой сегодня сталкивается большинство христиан: почему Бог не вмешивается в ход истории, почему более не происходят чудеса? Ответ на этот вопрос заключается в том, что Бог на самом деле управляет ходом всемирной истории, а книга Даниила является этноцентричной. Дело в том, что каждый пытается тянуть одеяло на себя, интерпретируя божье вмешательство исключительно в пользу своего народа или секты: «мы остаток», «мы истинная церковь», «мы соблюдаем субботу».
Бог действительно управляет ходом всемирной истории, но, как говорил Павел, во Христе более нет ни мужчины ни женщины, ни еврея ни язычника, ни раба ни свободного. И, что интересно, проявление этого божественного вмешательства в историю лучше всего заметно не в Вавилоне и не в Персии, а в Греции. Потому что греки создали универсальную культуру, язык и образ мышления, благодаря которым появилось христианство. Греки создали модель богословского мышления, которая лежит в основе христианства. Ветхий завет не был в состоянии завоевать весь мир, и тут на помощь пришла греческая мысль, которой воспользовались христиане. Греки распространили эту культуру по всему миру, и в ней развилось универсальное христианство.
Бог управлял историей и во времена автора книги Даниила, но он не понимал хода событий. Он ожидал военного вмешательства Бога в защиту евреев, он ожидал прихода князя Михаила. Ценность этой книги в том, что она задает глубокие вопросы, в той великолепной архитектуре, которой автор показывает контраст между тем, как Бог раньше вмешивался в ход истории Израиля, а теперь Его не видно.
Другие статьи автора www.vk.com/econstantinescu
Перевод Игорь Белый
+ Комментариев пока нет
Добавьте свой