ПОРАБОЩЕНИЕ ДОКТРИНАМИ

ПОРАБОЩЕНИЕ ДОКТРИНАМИ


#доктрины_асд #традиции_церкви #учение_асд

ПОРАБОЩЕНИЕ ДОКТРИНАМИ
Только Бог, Сам будучи истиной, может владеть истиной в совершенстве. Поэтому претензия человека (или группы людей) на владение истиной и право открывать или закрывать эту истину от людей — это не что иное, как попытка конкурировать с Богом, поставить Его в зависимость от земной организации, руководствуясь принципом «как наша церковь решила — так и Бог считает».
В противовес льющемуся и постоянно изменяющемуся в своем многоцветии и многообразии учению, доктрина характеризует лишь определенный момент поиска истины и соответствующее этому моменту понимание учения. Доктринерами являются те, кто абсолютизируют этот момент и замораживают его, объявляют это промежуточное понимание окончательным и отрицают необходимость дальнейшего поиска истины и возможность расширять установленные ими рамки понимания истины. Слово Божье воспринимается ими не как λογος σπερματικος (греч. животворное слово), не как постоянно творящее и преобразующее нас в динамике познания истины, но как раз и навсегда запечатленное в определенной интерпретации, как суженое только до этой интерпретации. По сути, говоря о своей безраздельной
преданности истине, доктринеры имеют в виду не саму истину, а монополию своего понимания истины, автоматически записывая всех несогласных с их пониманием в еретики и враги Бога.
Доктрина не может претендовать на всеобъемлющий статус и на понятие критерия в вопросах библейской истины как минимум по двум причинам. Во-первых, доктрина обязательно предполагает официальное принятие решением людей, что, как мы уже знаем, противоречит принципам, по которым работает Святой Дух, действующий независимо от человеческого официоза. Во-вторых, доктрина ориентирова на скорее на политические цели (выбор между совокупностями принципов — это и есть политика), чем на духовные. Поэтому доктрины (в том числе и теологические) часто принимаются
исходя из соображений политической целесообразности, что также недопустимо для библейского учения.
В свое время именно доктринерство стало причиной самоотрицания, или, как бы сказали авторы философского словаря, самодискредитации основополагающего принципа Реформации «Только Писание!» в протестантских церквях. Игнорируя предостережение апостола Павла, протестанты стали связывать истину с тем или иным человеком или группой людей. По этой причине Реформация не смогла до конца очистить христианство от заблуждений папства, а лишь создала альтернативную ему модель ориентации на предания. Люди отказывались принимать то, что учение продолжает литься и отрицали те или иные вновь открытые истины по причине того что в них не верил Лютер или Кальвин. В результате мы получили огромное количество конфессий, каждая из которых претендует на более верное по сравнению с другими понимание библейской истины, но по сути — отстаивает не истину, а незыблемость своего понимания истины, ест свой хлеб, называясь при этом именем Христа.
Это история того, как изначально прогрессивное духовное движение на определенном этапе потеряло свой обновляющий импульс и превратилось в организации со своими структурами власти, практически каноническими традициями, со своими галереями вождей и даже со своим спасительным «железным занавесом». Создаются такие героические повествования исходя из соображений конфессиональной целесообразности, а не на основе реальных фактов. Мало кто ищет объективности, когда речь заходит о собственной конфессии. Наоборот, говорят о том, что победителей не судят, что главное для конфессии — выстоять, выжить, добиться успеха, т.е. по сути — утвердить свою (конфессионально-организационную) идентичность, отделив ее от других конфессий и организаций. Налицо тут — институциональное пленение с его характерным принципом
решать задачи института за счет отдельных личностей.
Происходит это потому, что конфессия образуется именно в тот момент, когда определенная группа перестает исследовать Библию и открывать истину, и таким образом часто неосознанно пытается остановить поток льющегося учения, заменив его воспроизводством ранее сформулированных заготовок. Все великие церкви Реформации разработали свою весомую традицию. Эта традиция сегодня оказывает огромное влияние не только на то, как церковь трактует Писание и строит доктрины, но и на всю форму и направление жизни церкви. Те, кто отказывается видеть этот факт, как раз и являются людьми в наибольшей мере порабощенными преобладающей властью традиции лишь потому, что она стала подсознательным каноном и нормой для их мышления.
Настало время вновь задать себе вопрос о том, действительно ли Слово Божье обитает среди нас свободно или оно сковано и связано всё теми же традициями человеческими. Очевидно, наша трагедия заключается в том, что сами структуры наших церквей
представляют собой окаменелости тех традиций, которые разрослись на почве нашей практики и процедур и теперь стали столь хорошо оправдываемы, что даже само Слово Божье не в силах их сломить».
Максим Нестеренко ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ПЛЕНЕНИЕ ЦЕРКВИ

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Войти с помощью: