НУЖДА В ИНАКОМЫСЛИИ

НУЖДА В ИНАКОМЫСЛИИ


#нужда_в_инакомыслии #другое_мнение #свобода_совести

НУЖДА В ИНАКОМЫСЛИИ
Церковь находится в пути. Формулировки веры во многом зависят от предпосылок, задач на том или ином этапе этого пути, философских категорий, наконец словарного запаса того или иного времени. Это означает, что одна из самых главных ролей богословия — это его отделение от формулировок прошлого и предложение новых формулировок, находящихся в большем согласии с духом и опытом времени.
Подобное отделение и реформация может быть названа критической переоценкой, или инакомыслием. Без этого невозможно никакое развитие. Церковное учение застывает в официальных формулировках прошлого. Инакомыслие страшно в первую очередь для тех, кто захватил Бога и Божии цели в стенах собственных концептуальных формулировок. Карл Ранер, католический богослов-диссидент, в своем труде Stimmen der Zeit (1980), отмечает: «Я верю, что богослов, следуя взвешенному рассмотрению, имеет право, а во многих случаях и обязан, поднимать свой голос против магистериума и поддерживать инакомыслие.»
Однако, там, где Ранер видит право и обязанность богословов высказываться, официальная церковь усматривает конфликтную ситуацию. На протяжение всей своей жизни, неординарные умы обычно наталкиваются на оппозицию, а иногда и на ненависть и преследование. С такой судьбой не легко примириться. Желание ничем не выделяться из своей среды, быть уважаемым среди единоверцев, очень сильно. Часто даже величайшие умы изо всех сил пытаются выдавить из себя раскаяние в том, что им представляется истиной, с тем, чтобы представить себя более лояльными. Тем не менее, роль богословов непременно подразумевает быть испытателем и первопроходцем, шаг за шагом вступая на территорию неведанного ранее. Церковь только выигрывает, если она поддерживает подобного рода творческих и верных богословов, хотя в то же самое время, церковь имеет полное право ждать, пока эти находки не проявятся более полно. Церкви еще предстоит находить пути снижения того трения, которое происходит при столкновении богословов-новаторов и церковной структуры. Это в самых лучших интересах самой церкви.

В свободной, либеральной культуре, для богословов и философов намного сложнее признаться самим себе, что их труды находятся в русле традиционного учения церкви. Иногда для них довольно-таки трудно бывает признать, что их находки являются всего лишь новым углом зрения на старые вопросы. Они могут быть искушаемы идеей, что их открытия являются революционными, и поднимать больше шуму, чем следовало бы.

Любая живая церковь остро нуждается в определенного рода созидательной критике. Таким образом, она нуждается в неформалах, которые бы честно и открыто высказывали свои взгляды на те или иные процессы. Проблема начинается лишь тогда, когда инакомыслие возводится самими же неформалами на уровень непогрешимых догм, которым церковь должна подчинить себя. Неформалы и диссиденты могут быть не более терпимы к мнению других, нежели когда-то инквизиция.

В церкви непременно должна существовать законная свобода на поиск и независимую мысль с одной стороны, и четкие границы позволительного и не позволительного с другой. Особенно актуально установление этих границ в области богословского поиска. Когда тот или иной исследователь приходит к выводам, которые в какой-то степени разнятся с повсеместно принятыми, в ход должны вступать определенные правила. И эти правила, прежде всего, обязывает исследователя относиться со всем уважением и почтением к тем, кто не обладает его компетенцией в данной сфере, и кто придерживается другого мнения. Также для богослова существуют некоторые границы, которые он, в силу своего призвания, не может и не должен переступать.

Например, в то время, как философ может ставить под вопрос такие концепции, как существование Бога, верующие знают и принимают верою, что Бог явил Себя. Авторитет богооткровения является самодостаточным. Таким образом, перед верующим открывается свобода принятия и не принятия Бога, являющего Себя нам, в то время, как, скажем, в математике у нас часто не бывает выбора (2+2 всегда =4). Причины дарования нам подобной свободы выбора, кроются в первую очередь в том, что Бог сотворил человека по образу и подобию Своему, что подразумевает диалог любви, в котором Бог является инициатором, и к которому Он приглашает людей. Бог являет нам, что Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек, что Он искупил нас Своей жизнью, смертью и воскресением, что Дух Святой действует в церкви и направляет нас ко всякому знанию, мудрости и истине, но истины эти могут быть усвоены людьми только если они признают авторитет Того, Кто являет эту истину. Таким образом, каждый человек сохраняет за собой свободу верить или не верить.
То путешествие веры, которое преподаватель религии предпринимает со своими студентами не нацелено на то, чтобы заставить их верить, но скорее осветить с разных сторон, почему их решение верить является разумным, почему оно не находится в дисгармонии с разумом. Те истины, которые Бог открывает нам о Себе и о нас самих, является истинами, на которые можно положиться. И в корне отличны от того знания, которое человек получает самостоятельно, на основе своего независимого суждения. В то же самое время, этот отклик веры, включающий принятия решения на основе нашей свободной воли, не является слепым. Напротив, он должен быть подкреплен всеми разумными аргументами, на которые человеческий интеллект способен.

Инакомыслие может быть выражено в разных формах. Иногда церковное учение отвергается диссидентами, как ошибочное. Такое отвержение обычно концентрируется на каких-то деталях, на которых богослов задерживает свое пристальное внимание, в то время как главные богословские теми остаются им и не затронуты. В независимости от того, в каком виде предстает первоначальная форма инакомыслия, по мере того, как она выходит из-под контроля профессиональных богословов и попадает в руки пасторов, преподавателей и студентов, она становиться менее квалифицированна и приобретает более грубые формы. Иногда богословы сами инициируют этот процесс тем, что в своих устных высказываниях они более откровенны и менее дипломатичны, чем в своих публикациях. В некоторых случаях учение не совместимое с тем, чему учит церковь, облекается в одежды реформации.

Зачастую те или иные пасторы и преподаватели, разделяющие веру в традиционный взгляд церкви на те или иные доктрины, воздерживаются от высказывания своих взглядов вслух. В силу тех или иных обстоятельств люди остаются немы в отношении тех вопросов, которые им следовало бы высказать. Иногда это происходит из-за опасения оказаться старомодным или же из-за опасения потерять доверие своих более либеральных коллег. Поэтому, люди вынуждены замалчивать свое мнение относительно тех доктринальных вопросов, в которых они соглашаются с церковью, но которые они считают не популярными на сегодняшний день.

Олег Жиганков
https://bibleblog.ru/inakomyslie-2/

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Войти с помощью: