МЫ ЗАБЕРЕМ НА НЕБЕСА ХАРАКТЕР?!
#христианский_характер #греховность #освящение #наделяемая_праведность #степанов
МЫ ЗАБЕРЕМ НА НЕБЕСА ХАРАКТЕР?!
Очевидно то, что благородный характер – неоспоримое преимущество как для его обладателя, так и для всех тех, кто этого обладателя окружает. Великодушие, бескорыстие, честность, милосердие, порядочность – достойные атрибуты христианской жизни, ибо вовсе не эксклюзивная догматика, а искренняя любовь к ближнему является истинным свидетельством веры.
Непреложно и то, что опыт жизни оставляет на личности человека определённый отпечаток, зачастую изменяющий в нас не только манеры поведения, но и внутреннее содержание души. К моему большому сожалению, это происходит не только в лучшую сторону, но и в обратном направлении… Разные сюрпризы жизни – драматические события, сбои в здоровье, изменение биохимии организма, смена мировоззрения и ещё немалое число разных вещей и явлений – имеют прямое отношение к тому, что мы называем характером. Например, мне известны несколько добрых и некогда жизнерадостных представительниц прекрасного пола, чьи психические свойства и реакции на разные нештатные ситуации существенно изменились после того, как они пережили заболевание щитовидной железы с её последующим удалением.
Большинство моих единоверцев за время своего пребывания в общинах нашей конфессии хотя бы один раз слышали проповедь о важности формирования характера, который якобы является «единственным богатством, которое мы заберём на Небеса». Обычно эта мысль подаётся с позиции типа: «христианское освящение = формирование христоподобного характера», где такой модели «освящения» приписывается в том числе и спасительная роль. И в этом случае, помилуйте меня великодушно, в убедительном преимуществе по отношению к спасению находятся те, у кого щитовидная железа к счастью сохранилась без патологий…
Я лично не раз выслушивал изложение разных витиеватых теорий о кропотливом труде такого рода освящения, работающего в стиле «посеем-пожнём»… Помните? «Посеешь мысль – пожнёшь желание; посеешь желание – пожнёшь поступок; посеешь поступок – пожнёшь привычку; посеешь привычку – пожнёшь характер…», и, если это и есть модель освящения, то «лёгким движением руки» (порывом мысли проповедующего) характер превращается в пропуск на Небеса.
Сопровождающая такое изложение популярная художественная картинка – это прополка грядок на огороде ума или сердца… Травинка за травинкой, сорняк за сорняком, мы очищаем себя от плохого, чтобы оно не мешало расти «главному богатству», которое мы повезём на Небеса.
Способствует ли конфессиональная среда формированию благородного характера? В большей ли мере мы свободны от притворства, лицемерия, лени, сплетен и жадности, нежели свободны от всего этого люди, находящиеся за пределами нашего конфессионального забора? Лично мне известны многие по-настоящему светлые люди как из моих единоверцев, так и из тех, кто находится вне нашей конфессии. К многим из них я крепко привязан, однако все эти благословенные пилигримы жизни далеко не безгрешны, более того, большинство из них – личности что называется «с характером»…
Способствует ли конфессиональная среда формированию благородного характера? В большей ли мере мы свободны от притворства, лицемерия, лени, сплетен и жадности, нежели свободны от всего этого люди, находящиеся за пределами нашего конфессионального забора? Лично мне известны многие по-настоящему светлые люди как из моих единоверцев, так и из тех, кто находится вне нашей конфессии. К многим из них я крепко привязан, однако все эти благословенные пилигримы жизни далеко не безгрешны, более того, большинство из них – личности что называется «с характером»…
Известны мне и те, кто непрестанно воюет с Евангелием Благодати, распознавая в нём существенную угрозу для наших популярных теорий освящения. Они предпочитают без умолку говорить о сотериологической важности этого самого формирования характера, и большинству из нас хорошо известен их любимый вопрос: «Так что же теперь всё можно?» или «Разве не вседозволенность проповедуют приверженцы гарантий Креста?»… С недюжинным усердием ища нравственного подвоха в Евангелии Благодати, уважаемые представители партии закона легко пускаются в психологические манипуляции чутким сознанием других верующих…
Например, не так давно я выслушивал самые разные вариации заключений типа: «Что же приверженцы Благодати столь упорны и так устремлены к тому, чтобы спорить и не соглашаться? Не должны ли они быть податливы как глина в руках горшечника? О! Они так дерзки, что не верят на слово «начальству», но задают множество разных неудобных вопросов… Вот, дескать, они и показали себя!» …Должна ли благодать быть беззубой – тема отдельная, о ней поговорим когда-нибудь позже, сегодня же мы говорим о «багаже для Небес».
Я опасаюсь ярлыков и различных идентификаторов, но мой субъективный опыт свидетельствует о том, что те, кто слишком много говорит на тему характера, часто сами – двуязычны, притворны, могут легко предать, придирчивы, люди для них имеют ценность пропорциональную тому, насколько они разделяют их личные или конфессиональные воззрения… Те из них, кто более адекватен, понимают, что, невзирая на «церковный возраст», они полны нравственных изъянов, но так как гонка за «святостью» имеет своё заманчивое (и, как мне кажется, сомнительное) очарование, они вынуждены планку характера опустить до уровня демонстрации наивных процедурных правил в обращении с «грешным» миром и пропаганды различных «правильных» привычек в еде, распорядке дня, в манере одеваться и в прочем внешнем легализме. Это мы не едим…, то не слушаем…, это не носим…, то не смотрим…, там – синкопа…, здесь – маргарин…, и т.д., и т.п.
Прошу прощения, но меня охватывает большое сомнение на предмет того, насколько наши характеры нужны на Небесах? Ведь для всякого исследователя как Священного Писания, так и истории иудаизма и христианства, очевидно то, что лучшие люди этого мира всегда оставались лишь людьми со всеми свойственными нашей природе проблемами.
Нет сомнений в том, что Божьи дети запечатлелись в истории человечества как те, кто с честью проявляет великодушие, сострадание и прощение, ибо общение с Богом непременно облагораживает наши сердца и манеры… Однако невзирая на то, что вектор жизни христианина всегда направлен к Господу, мы также всегда полны разных несовершенств и ошибок в силу своей природной испорченности.
Между тем, хотя все характеры верующих разные, но «праведность Божия, на вере в Иисуса Христа основанная, ОНА ДЛЯ ВСЕХ, КТО ВЕРИТ, ибо нет различий» (Рим.3:22, Заокская Библия). Одна праведность Божия «через веру в Иисуса Христа ВО ВСЕХ И НА ВСЕХ верующих, ибо нет различия» (Синодальный перевод)… «В согласии с этим и освящены мы через страдания Иисуса Христа во плоти, через эту жертву, принесенную однажды и навсегда» (Евр.10:10. Заокская Библия). То есть – спасительно «освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа», а никак не усердной прополкой своего характера.
Ныне я от души радуюсь тому, что всякий уставший от своих недочётов и изъянов грешник всегда может найти покой в славе Голгофы, ибо там мы встречаемся с истинной праведностью, которая заключена в Распятом и Воскресшем Богочеловеке! Он был там, потому что был неправ я… Он же прав всегда, в Его правоту (праведность) и одеты все поверившие Ему грешники. А потому Небеса будут полны людьми, кто успокоился от трудов своих с великой верою, равно как и с многими существенными недочётами в характере. Откуда же тогда «растут ноги» у «единственного богатства», которое с чьей-то лёгкой руки мы превратили в пропуск на Небеса?
Не секрет, что популярная в недрах нашей непростой конфессиональной истории формулировка – «Десять заповедей – есть прямое отражение Божьего характера» – привела наших пионеров к гонке за совершенным исполнением закона, сделавшей конфессию, по словам Э.Уайт, холмами Гелвуйскими, на которых не осталось ни капли благодатной росы.
Ранний адвентистский перфекционизм, хотя и был отчасти нивелирован вестью Ваггонера и Джоунса в 1888-ом году, всё же продолжил жить в формах умеренного законничества, оправдываемого воображаемой спасительностью так называемой «наделяемой» праведности.
Ранний адвентистский перфекционизм, хотя и был отчасти нивелирован вестью Ваггонера и Джоунса в 1888-ом году, всё же продолжил жить в формах умеренного законничества, оправдываемого воображаемой спасительностью так называемой «наделяемой» праведности.
Библия ничего не говорит о «наделяемой» праведности, но возвещает радостную весть о спасительности ВМЕНЯЕМОЙ всякому верующему праведности Христа. Нет никакого мало-мальски значимого основания для деления праведности Христа на две составляющие. «Аврам поверил Господу, и Он ВМЕНИЛ ему это в праведность» (Быт.15:6). «…Верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его ВМЕНЯЕТСЯ в праведность. Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог ВМЕНЯЕТ праведность независимо от дел» (Рим.4:5,6). Нет в Библии никакой «НАДЕЛЯЕМОЙ» праведности, это искусственный термин, созданный теологами из неверной интерпретации библейского освящения.
Если и стоит применять термин «наделяемая», то – только к нашей человеческой праведности, в которой всегда тысячи изъянов и которая – «как запачканная одежда» (Ис.64:6). Доброе преобразование наших сердец происходит благодаря жизни в нас Святого Духа (Его присутствием мы действительно наделены), но пока плоть наша заражена греховностью (до второго Пришествия Христа), в нас не может быть совершенной праведности. А потому исключительно бессмысленно и даже нечестно называть эту ущербную праведность праведностью Христа.
Совершенная же праведность – только во Христе, и она в полной мере ВМЕНЯЕТСЯ всякому верующему… В тот же миг, когда грешник обрадовался благодати Господа и уверовал в достаточность крестной жертвы Спасителя для нашего прощения, он (грешник) обретает оправдание, и на его небесный счёт записывается безупречная праведность Христа. Спасены мы исключительно этой праведностью, а та, что проявляется в нашем преображении от «взирания» на славу Господню (см. 2Кор.3:18) – всегда была и будет лишь относительным эхом обретённого нами спасения. А потому и спасены все уверовавшие безотносительно к этой выдуманной «наделяемой» праведности.
Приверженцы же теории спасительности дел (СПАСЕНИЕ = ОПРАВДАНИЕ + ОСВЯЩЕНИЕ) низлагают и упраздняют гарантии Креста Христова тем, что утверждают примерно следующее: «Вменяемая праведность конечно же даёт нам право на Небеса, но мы не можем воспользоваться этим правом, пока «наделяемая» праведность ни сделает нас пригодными для Небес». Суть идеи ясна и в моих глазах эта суть почти богохульна – Крест Иисуса, равно как и вменённая всякому уверовавшему грешнику праведность Христа, по существу ничего не значат, ибо только надуманная «наделяемая» праведность делает нас пригодными к обретению Небес. Спасение в этом случае совсем не является подарком Господа, ибо оно – результат нашего послушания заповедям (формирования характера с помощью этой «наделяемой» праведности).
Сколько бы не повторяли наши умеренные законники свои поднадоевшие фразеологизмы типа: «Это мы не своей силой послушны до готовности к Небесам…» или «Это Христос в нас совершает наше приготовление…», для меня очевидно, что в этой теории Крест Голгофы не даёт верующему ни мира с Богом (ибо грехи наши по-прежнему в центре), ни радости спасения, ибо возвещаются всего лишь предполагаемые условия для возможности спастись, а никак не само спасение…
Если вера наша не способна принять тот факт, что проблема наших грехов уже разрешена на Кресте, мрак сомнений относительно того, что Бог о нас думает, всегда придерживает нас на почтительном расстоянии от Него, что превращает нашу религию в пустой и безжизненный формализм. К тому ещё наши «помазанники» «ex cathedra» и без зазрения совести повторяют мантру из пыльных бесовских чуланов о том, что «Бог, хотя и принимает нас такими, какие мы есть, но, видите ли, не может оставаться с нами такими, какие мы есть».
Гонка по кругу за вожделенной «приготовленностью» нашего характера время от времени внятно напоминаем нам о том, что «воз всё же и ныне там», но новые «из столетних сундуков» кафедральные увещевания в стиле: «Мы покажем всей Вселенной, что вполне способны жить жизнью совершенного послушания», снова уводят нас и от правды о себе, и от всегда готовой настигнуть нас евангельской радости.
Нам бы с нашими несовершенствами кинуться со всех ног ПОД БЛАГОДАТЬ и в объятия Бога, но накатанные правоверные тезисы снова и снова запускают «волчок» на прежние круги бесплодных состязаний с характером. И правда заключается в том, что на это «колесо Сансары» вполне может быть потрачено и двадцать, и тридцать, и сколько угодно лет нашей христианской жизни… Пока, дай Бог, ни разбудит нас однажды свежий поток евангельской трезвости – следующая ступень веры и свободы в Господе…
Да будет так! Да поскорее бы! Аминь!
Александр Степанов
КРАТКИЕ ПРОГУЛКИ ПО ИЗВЕСТНЫМ ТЕОРИЯМ (мои путевые заметки) *4*
+ Комментариев пока нет
Добавьте свой