ЧТО БИБЛИЯ ГОВОРИТ О ДЕСЯТИНЕ?

ЧТО БИБЛИЯ ГОВОРИТ О ДЕСЯТИНЕ?


#десятина #отдавай_и_не_думай #дом_хранилища #Библия_о_десятине

 

ЧТО БИБЛИЯ ГОВОРИТ О ДЕСЯТИНЕ?

 

Делегаты съезда Конференции Верхней Колумбии (США) 15 сентября 2019 года обнаружили, что Генеральная Конференция не одобряет принятие этой Конференцией собственного устава. Желанием ГК было и остается, чтобы местные Конференции принимали типовой устав, выданный Генеральной Конференцией.

 

В письме ГК особенно отмечалось, что «… Каждая Конференция должна принять Библейскую систему десятины». И типовой устав, выданный ГК, устанавливает конкретно, какую часть собранной десятины Конференция должна передавать выше.

 

Интересно, что выданное ГК предписание о том, что адвентистские церкви обязаны принять Библейскую систему десятины, может оказаться поездом, который привезет их совсем не в том направлении, что они ожидали. Можно предположить, что каждая церковь, живущая по уставу, спущенному из ГК, будет по «Библейской системе десятины» поощрять возвращение десятины своими членами. В представлении ГК церковь поощряет уплату десятины среди своих членов (10%от своих доходов). Церковь передает всю собранную десятину в местную Конференцию,  Конференция по заранее установленной формуле передает часть десятин в Унион. Унион тоже передает часть десятин в Дивизион, а тот передает часть десятин в Генеральную Конференцию. Все это движение денег подразумевается в Уставе от ГК под словами «церкви следует принять Библейскую систему десятин».

 

Ниже мы приводим список всех библейских текстов о десятине. Даже поверхностный обзор этих текстов подразумевает, что в Священном Писании нет точного понимания того, что такое десятина, и как ее нужно использовать. Там можно с легкостью найти расходящиеся сведения о десятине, ее использовании, и ее получателях. Это может привести читателя к вопросу о том, существует ли простой, ясный ответ, который может решить загадку десятины: как Библия понимает цели, на которые можно расходовать десятину? Кому нужно возвращать десятину? Мы начнем с самого начала – книги Бытие.

 

  1. БЫТИЕ 14:19-20: «И благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. Аврам дал ему десятую часть из всего».

 

— Приведенный выше текст, часто цитируемый в поддержку уплаты десятины, открывает перед нами опасный путь. Кем был Мелхиседек? В предыдущих стихах повествуется, что он был священником Бога. В те годы богов было огромное количество. Был ли этот человек последователем Бога Яхве или другого бога? В тексте не говорится, что Аврам дал иностранному священнику десятину. Текст говорит, что он отдал десятую часть всего. Не было ли это долей Мелхиседека? По определению, десятина – это десятая часть, но не каждая десятая часть – десятина в религиозном смысле. На все эти вопросы нет однозначных Библейских ответов. Мы можем предложить толкования и сформулировать свои выводы, но все это так и останется нашими предположениями.

 

  1. БЫТИЕ 28:22: «…Этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть».

 

— Приведенный выше отрывок описывает сон Иакова в Вефиле. Когда сон закончился, Иаков дал священный обет. Нет ни одной записи, что он сделал с десятиной, и нам не сообщают информацию о получателе. Тогда не существовало ни святилища, ни священства. Мы можем лишь спекулировать, кто получил десятину Иакова, и на какие цели её отдавали.

 

 

  1. ЛЕВИТ 27:30-33: «И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня; если же кто захочет выкупить десятину свою, то пусть приложит к цене ее пятую долю. И всякую десятину из крупного и мелкого скота, из всего, что проходит под жезлом десятое, должно посвящать Господу; не должно разбирать, хорошее ли то, или худое, и не должно заменять его; если же кто заменит его, то и само оно и замен его будет святынею и не может быть выкуплено».

 

 

— Комментарий адвентистов седьмого дня (том 1, с.818) говорит: «…выкуп десятины не относится к её удержанию у себя, последующее добавление пятой части – это выплата десятины в натуральной форме. То есть, если десятина должна быть принесена с пшеницы, а платится ячменем, или эквивалентной суммой денег. Могут быть выкуплены зерно или ячмень, но не домашний скот».

 

Писатели — раввины дают следующее объяснение: когда кто-то собирался отдавать десятину, то молодняк стада или само стадо помещалось в загон. Оставлялось узкое отверстие, чтобы выходило лишь одно животное. Плательщик десятины стоял за воротами, и молодняк бежал сквозь открытые ворота к матери, а плательщик отмечал каждое десятое животное – это животное и входило в десятину.

 

  1. ЧИСЛА 18:21-31: «а сынам Левия, вот, Я дал в удел десятину из всего, что у Израиля, за службу их, за то, что они отправляют службы в скинии собрания; и сыны Израилевы не должны впредь приступать к скинии собрания, чтобы не понести греха и не умереть: пусть левиты исправляют службы в скинии собрания и несут на себе грех их. Это устав вечный в роды ваши; среди же сынов Израилевых они не получат удела; так как десятину сынов Израилевых, которую они приносят в возношение Господу, Я отдаю левитам в удел, потому и сказал Я им: между сынами Израилевыми они не получат удела. И сказал Господь Моисею, говоря: Объяви левитам и скажи им: когда вы будете брать от сынов Израилевых десятину, которую Я дал вам от них в удел, то возносите из нее возношение Господу, десятину из десятины, — и вменено будет вам это возношение ваше, как хлеб с гумна и как взятое от точила; так и вы будете возносить возношение Господу из всех десятин ваших, которые будете брать от сынов Израилевых, и будете давать из них возношение Господне Аарону священнику; из всего, даруемого вам, возносите возношение Господу, из всего лучшего освящаемого. И скажи им: когда вы принесете из сего лучшее, то это вменено будет левитам, как получаемое с гумна и получаемое от точила; вы можете есть это на всяком месте, вы и семейства ваши, ибо это вам плата за работы ваши в скинии собрания».

 

— Левиты стали получателями десятины в Израиле. Священники были левитами, но не каждый левит был священником. Имел ли право каждый левит получать десятину? Что было с теми, кто женился вне своего колена, родил детей, и у этих детей появились свои дети? Все ли их потомство считалось левитами? Если да, то имели ли они право на десятину? Мы также можем отметить, что десятины были переносимыми – домохозяйство могло выбрать свое место потребления десятины, и в этом отрывке эту десятину употребляют в пищу.

 

  1. ВТОРОЗАКОНИЕ 12:5-12: «но к месту, какое изберет Господь, Бог ваш, из всех колен ваших, чтобы пребывать имени Его там, обращайтесь и туда приходите, и туда приносите всесожжения ваши, и жертвы ваши, и десятины ваши, и возношение рук ваших, и обеты ваши, и добровольные приношения ваши, и первенцев крупного скота вашего и мелкого скота вашего; и ешьте там пред Господом, Богом вашим, и веселитесь вы и семейства ваши о всем, что делалось руками вашими, чем благословил тебя Господь, Бог твой. Там вы не должны делать всего, как мы теперь здесь делаем, каждый, что ему кажется правильным; ибо вы ныне еще не вступили в место покоя и в удел, который Господь, Бог твой, дает тебе. Но когда перейдете Иордан и поселитесь на земле, которую Господь, Бог ваш, дает вам в удел, и когда Он успокоит вас от всех врагов ваших, окружающих вас, и будете жить безопасно, тогда, какое место изберет Господь, Бог ваш, чтобы пребывать имени Его там, туда приносите все, что я заповедую вам: всесожжения ваши и жертвы ваши, десятины ваши и возношение рук ваших, и все, избранное по обетам вашим, что вы обещали Господу; и веселитесь пред Господом, Богом вашим, вы и сыны ваши, и дочери ваши, и рабы ваши, и рабыни ваши, и левит, который посреди жилищ ваших, ибо нет ему части и удела с вами».

 

Приведенный текст включает десятину и пожертвования. Десятины должны быть связаны с определенным местом, которое выберет Бог. Обратите внимание, что в семью включают рабов: мужчин и женщин, а также левитов, которые живут в их городах. Как отреагировали левиты, когда узнали, что их считают вместе с рабами мужского и женского пола?

 

  1. ВТОРОЗАКОНИЕ 12:15-19: « Впрочем, когда только пожелает душа твоя, можешь заколать и есть, по благословению Господа, Бога твоего, мясо, которое Он дал тебе, во всех жилищах твоих: нечистый и чистый могут есть сие, как серну и как оленя; только крови не ешьте: на землю выливайте ее, как воду. Нельзя тебе есть в жилищах твоих десятины хлеба твоего, и вина твоего, и елея твоего, и первенцев крупного скота твоего и мелкого скота твоего, и всех обетов твоих, которые ты обещал, и добровольных приношений твоих, и возношения рук твоих; но ешь сие пред Господом, Богом твоим, на том месте, которое изберет Господь, Бог твой, — ты и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и раба твоя, и левит, и пришелец, который в жилищах твоих, и веселись пред Господом, Богом твоим, о всем, что делалось руками твоими. Смотри, не оставляй левита во все дни, которые будешь жить на земле твоей».

 

Израильтяне не должны были съедать в городе десятину из зерна*, вина и масла, или первенцев из стада или из обещанного в обете**. Эти продукты было нужно съедать в месте, что изберет Бог. Заповедью предписывалось придти в это место и радоваться.

 

* Библейский комментарий АСД (т.1 с. 995) говорит, что десятина их этого отрывка не может быть первой десятиной, первая десятина должна была использоваться только для поддержки левитов – в качестве доказательства приводят  Чисел 18:24 и Второзаконие 14:22-29. Комментарий считает, что здесь говорится о второй десятине. Как мы увидим ниже, контекст этих стихов НЕ ПОДДЕРЖИВАЕТ позицию комментария. Писание не имеет понятия о второй десятине, об этом говорят только комментаторы.

 

** Обеты (Левит 17:29, Числа 18:4) приносились исключительно Иегове.

 

  1. ВТОРОЗАКОНИЕ 14:22-29: «Отделяй десятину от всего произведения семян твоих, которое приходит с поля твоего каждогодно, и ешь пред Господом, Богом твоим, на том месте, которое изберет Он, чтобы пребывать имени Его там; десятину хлеба твоего, вина твоего и елея твоего, и первенцев крупного скота твоего и мелкого скота твоего, дабы ты научился бояться Господа, Бога твоего, во все дни. Если же длинна будет для тебя дорога, так что ты не можешь нести сего, потому что далеко от тебя то место, которое изберет Господь, Бог твой, чтоб положить там имя Свое, и Господь, Бог твой, благословил тебя, то променяй это на серебро и возьми серебро в руку твою и приходи на место, которое изберет Господь, Бог твой; и покупай на серебро сие всего, чего пожелает душа твоя, волов, овец, вина, сикера и всего, чего потребует от тебя душа твоя; и ешь там пред Господом, Богом твоим, и веселись ты и семейство твое. И левита, который в жилищах твоих, не оставь, ибо нет ему части и удела с тобою. По прошествии же трех лет отделяй все десятины произведений твоих в тот год и клади сие в жилищах твоих; и пусть придет левит, ибо ему нет части и удела с тобою, и пришелец, и сирота, и вдова, которые находятся в жилищах твоих, и пусть едят и насыщаются, дабы благословил тебя Господь, Бог твой, во всяком деле рук твоих, которое ты будешь делать.»

 

Подумайте о применении этого отрывка Библии. Отнесите свою десятину в место, указанное Господом. Ешьте это, наслаждайтесь и учитесь. Затем следует уникальный поворот: предположим, что доставлять груз зерна в указанное место неудобно? Не проблема. Преврати продукты в деньги, возьми эти средства и купи на них все, что тебя заводит! Бык или овца? Имеешь право! Вино или крепкий напиток? Действуй! О, только не забудьте включить левитов, которые живут в вашем городе. Справедливо. Есть еще информация. Каждый третий год всё делается по-другому.

 

Не удивительно, что этот отрывок не включен в документы, которыми Генеральная Конференция пропагандирует верную практику приношения десятин. Однако, эта часть Библии может сделать нашу жизнь интереснее, если наши пасторы поддержат наставления из этого отрывка.

 

Некоторые люди предполагают, что десятина из этого отрывка является второй десятиной. Этот вывод является интерпретацией. В тексте говорится о десятине, а не о второй десятине. Буквалисты, будьте верны своим основам: написано, что это – десятина!

 

  1. ВТОРОЗАКОНИЕ 26:12-15: « Когда ты отделишь все десятины произведений земли твоей в третий год, год десятин, и отдашь левиту, пришельцу, сироте и вдове, чтоб они ели в жилищах твоих и насыщались, тогда скажи пред Господом Богом твоим: я отобрал от дома моего святыню и отдал ее левиту, пришельцу, сироте и вдове, по всем повелениям Твоим, которые Ты заповедал мне: я не преступил заповедей Твоих и не забыл; я не ел от нее в печали моей, и не отделял ее в нечистоте, и не давал из нее для мертвого; я повиновался гласу Господа Бога моего, исполнил все, что Ты заповедал мне; призри от святого жилища Твоего, с небес, и благослови народ Твой, Израиля, и землю, которую Ты дал нам — так как Ты клялся отцам нашим дать нам землю, в которой течет молоко и мед».

 

Этот текст представляет текстовые проблемы для тех людей, кто приходит к выводам, что десятину нужно отдавать только «в хранилище», и что этим «хранилищем» является Конференция.

 

  1. 2 ПАРАЛИПОМЕНОН 31:5-13 «Когда обнародовано было это повеление, тогда нанесли сыны Израилевы множество начатков хлеба, вина, и масла, и меду, и всяких произведений полевых; и десятин из всего нанесли множество. И Израильтяне и Иудеи, живущие по городам Иудейским, также представили десятины из крупного и мелкого скота и десятины из пожертвований, посвященных Господу Богу их; и наложили груды, груды. В третий месяц начали класть груды, и в седьмой месяц кончили. И пришли Езекия и вельможи, и увидели груды, и благодарили Господа и народ Его Израиля. И спросил Езекия священников и левитов об этих грудах. И отвечал ему Азария первосвященник из дома Садокова и сказал: с того времени, как начали носить приношения в дом Господень, мы ели досыта, и многое осталось, потому что Господь благословил народ Свой. Из оставшегося составилось такое множество. И приказал Езекия приготовить комнаты при доме Господнем. И приготовили. И перенесли туда приношения, и десятины, и пожертвования, со всею точностью. И был начальником при них Хонания левит, и Симей, брат его, вторым. А Иехиил и Азазия, и Нахаф и Асаил, и Иеримоф и Иозавад, и Елиел и Исмахия, и Махаф и Бенания были смотрителями под рукою Хонании и Симея, брата его, по распоряжению царя Езекии и Азарии, начальника при доме Божием».

 

Этот отрывок показывает возникновение склада для хранения десятины, которую приносили люди. Нет никакой особенной важности в этом помещении: это было просто место хранения зерна.

 

Обратите внимание, что сообщается здесь: люди почитали закон и стали помогать священникам и левитам. Езекия отмечает избыток принесенного. Священники и левиты говорят Езекии, что им уже достаточно еды.

 

  1. 1 ЦАРСТВ 8:15-17 «…И от посевов ваших и из виноградных садов ваших (царь) возьмет десятую часть и отдаст евнухам своим и слугам своим; и рабов ваших и рабынь ваших, и юношей ваших лучших, и ослов ваших возьмет и употребит на свои дела; от мелкого скота вашего возьмет десятую часть, и сами вы будете ему рабами».

 

Когда люди попросили себе царя, как у других народов, Самуил ответил им, что царь примет десятину как должное. Похоже, это не была десятина в религиозном смысле. Существует предположение, что при установлении монархии, царь стал ответственным за поддержку храма».

 

  1. НЕЕМИЯ 10:37-39: «И начатки из молотого хлеба нашего и приношений наших, и плодов со всякого дерева, вина и масла мы будем доставлять священникам в кладовые при доме Бога нашего и десятину с земли нашей левитам. Они, левиты, будут брать десятину во всех городах, где у нас земледелие. При левитах, когда они будут брать левитскую десятину, будет находиться священник, сын Аарона, чтобы левиты десятину из своих десятин отвозили в дом Бога нашего в комнаты, отделенные для кладовой, потому что в эти комнаты как сыны Израилевы, так и левиты должны доставлять приносимое в дар: хлеб, вино и масло. Там священные сосуды, и служащие священники, и привратники, и певцы. И мы не оставим дома Бога нашего».

 

Десятая глава Неемии – это запись обетов людей жить по 10 заповедям. Кроме всего прочего, они обещают принести левитам десятину с земледелия. В свою очередь, левиты должны были принести десятину с десятин в кладовые дома Божьего. «Десятина из десятин» — это не вторая десятина. Раввины считали десятину из десятины деми-десятиной. Нет никаких записей о том, что должно было случиться с десятиной после того, как она была помещена в хранилище.

 

  1. НЕЕМИЯ 12:44 «В тот же день приставлены были люди к кладовым комнатам для приношений начатков и десятин, чтобы собирать с полей при городах части, положенные законом для священников и левитов, потому что Иудеям радостно было смотретьна стоящих священников и левитов».

 

Этот отрывок рассказывает, что для выполнения требований закона были назначены люди, как было указано в 10 главе Неемии.

 

  1. НЕЕМИЯ 13:5 и 12 «…отделал для него большую комнату, в которую прежде клали хлебное приношение, ладан и сосуды, и десятины хлеба, вина и масла, положенные законом для левитов, певцов и привратников, и приношения для священников»

«…И все Иудеи стали приносить десятины хлеба, вина и масла в кладовые».

 

  1. АМОС 4:4 «Идите в Вефиль — и грешите, в Галгал — и умножайте преступления; приносите жертвы ваши каждое утро, десятины ваши хотя через каждые три дня».

 

  1. МАЛАХИЯ 3:8-10 «Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: «чем обкрадываем мы Тебя?» Десятиною и приношениями. Проклятием вы прокляты, потому что вы — весь народ — обкрадываете Меня. Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?»

 

Это три классических текста о десятине, которые цитируются церковными администраторами. Вопрос в том, что, если существует две десятины, то которая из десятин здесь поощряется?

 

  1. ЛУКА 18:12 «…Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю».

 

Фарисей в своей молитве хвалится тем, что он платит десятину со всего, что он получает, а не только со своих доходов.

 

  1. ЕВРЕЯМ 7:5-7 «Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь — брать по закону десятину с народа, то есть со своих братьев, хотя и сии произошли от чресл Авраамовых. Но сей, не происходящий от рода их, получил десятину от Авраама и благословил имевшего обетования. Без всякого же прекословия меньший благословляется большим».

 

Запись о взаимодействиях Авраама с Мелхиседеком (Авраам дал священнику десять процентов от добытого) – это последняя ссылка на десятину, которую мы находим в Священном Писании.

 

Новый Завет удивительно странно хранит молчание, когда речь заходит о том, чтобы верно платить десятину. В нем отсутствует морализаторство, что десятина – это напоминание нам, что все блага приходят от Господа, что дающий лишь возвращает часть того, что уже принадлежит Господу. Вы напрасно будете искать там призыв быть верными в уплате десятин, которые поддержат общины.

 

У Павла было несколько возможностей, когда он смог бы поощрить людей заплатить свою десятину. Он велел, чтобы каждый человек откладывал и сберегал, сколько ему позволит состояние (1 Кор. 16:2). Почему тут нет упоминания о десятине? Он говорил о том, что работающий достоин награды. Почему бы ему не сказать что-то вроде: «Как вы знаете, десятина принадлежит работнику?»

 

Изучение вышеупомянутых библейских текстов предоставляет читателю широкий спектр экзегетических версий. Мы находим даже отрывки, которые противоречат друг другу. Есть множество вопросов без ответов. Мы стремимся найти окончательные выводы или формулы, которые дали бы нам окончательное слово о том, что такое десятина, для чего используется десятина, и кто решает вопросы десятины.

 

Загадка десятины становится очевидной, когда мы читаем в официальном церковном документе, таком, как устав от Генеральной Конференции, что церкви адвентистов должны следовать тому, что Библия учит о десятине. Тогда возникает вопрос: какому отрывку о десятине ждет послушания Генеральная Конференция? Если оставить этот вопрос на усмотрение нас самих, то мы можем, заблуждаясь, выбрать отрывок, который скомандует нам накрыть поляну и пригласить соседей на вечернику. Мы будем наслаждаться жизнью и, по повелению Писания, не забудем пригласить и нашего пастора. Что вы думаете об этом?

 

Лоуренс Даунинг, доктор богословия, пастор на пенсии, работал в Университете Ла-Сьерра и AII на Филлипинах.

 

Перевод сообщества «Прогрессивные адвентисты»

=============

An Overview of Tithe Texts in the English Bible

1 комментарий

Добавьте свой
  1. 1
    Аноним

    Мощно. Но всё же не ясно, где текст про 10% от заработка. В деньгах)) и про то, что дом хранилища — это ГК, а не местная община. Ведь храма-то нет нынче, есть другого рода храм. И кто священники, если не народ, как написал Петр. … Вот ещё ребусы, на которые мне чётких ответов пока никто не дал. Было бы всё просто — Павел бы написал однозначно. А так — сам трудился. И куда-то нёс свои десятины? Неужто в Иерусалимский Храм? Или в ГК? 😉

+ Оставить комментарий

Войти с помощью: