13 урок от ПА: НАСТОЯЩАЯ ОБЩИНА (Сообщество…)
13 урок от ПА: НАСТОЯЩАЯ ОБЩИНА (Сообщество…)
В завершающем уроке мы посмотрим на отношения в общине – существующие у нас и те, которые должны бы быть среди христиан.
Проблемы проведения урока:
В последнем уроке нам недостаточно отдать Елене Уайт одну традиционную пятничную 7ую часть урока, в этот раз не одна, а целых три цитаты «христианской писательницы», плюс рекомендация прочитать три главы из её книжек, плюс еще одна характерная штука. Все, что касается святой, тоже автоматически становится святым. Проповедовавший на странных похоронах Елены Уайт (вы же в курсе как долго её не предавали земле, ожидая чуда?) президент ГК Даниэльс тоже стал пророчествовать. И его речь смело можно считать богодухновенной и помещать в жития святых, обязательные для изучения верующими на богослужениях и по домам, в нашей церкви эти жития называются «Очерки жизни Е. Уайт» (пятница). Так между строк пособия в церкви создается настоящий культ, не заметный только для нас, инсайдеров, адвентистов. Любой другой христианин, взяв урочник, сразу отметит, чьё мнение тут пропагандируется – библейское или же мнение «пророчицы», ну а мы проглотим все, что нам скармливают старшие братья, даже не задумываясь.
Во всем остальном мы встречаем все те же беды: повторяющиеся суббота за субботой неисчислимые тексты, несоответствие заглавий тому, что говорится потом – и совсем небиблейские штуки, типа учения об остатке, высосанного из истории Моисея, сошедшего с горы. Возьмите любого верующего, и спросите его, о чем говорит 32 глава Исхода – ни один христианин не скажет, что это учение об остатке. Тем более что в нашем переводе Писания даже близко нет этого понятия. Точно так же, как ни один верующий сегодня, как бы он ни изучал Библию, не придет к дате 22 октября 1844 года. Нужно уже иметь предпосылки, начитаться адвентистской литературы, наступить себе на совесть, забыв некоторые факты и библейские тексты – и только тогда уравнение сойдется. То же самое касается и доктрины об остатке, с которой Моисей ну никак не связан.
Главный вопрос: На какой библейский отрывок сегодня похожи отношения в моей общине? Что нужно сделать, чтобы они соответствовали Божьему замыслу?
Ломка льда: Какой была самая «плохая» работа в вашей жизни? Чем она вам не нравилась – зарплатой, условиями, отношениями? Что там нужно было поменять?
- МАНИПУЛЯЦИИ ДРУГ ДРУГОМ. Текст Исход 32:1-13 (с. 93 ВЗ)
Во всех отрывках мы смотрим на происходящее в разных общинах, описанных в Библии, и сравниваем происходящее там с нашими сообществами веры. Первая история происходит с верующими Ветхого завета, и мы видим две линии, которые, в принципе стоят одна другой. В первой взаимодействуют собрание и лидер (Аарон), во второй – Моисей и Бог. И во всех этих отношениях нет ни капли здравости. Одни заставляют других повиноваться страхом и силой (22), другие предлагают им обман, лишь бы остаться в руководстве (4). Нездоровость линии народа и Аарона очевидна, там никто никому не доверяет, все хотят подчинить себе другого. Но не лучше линия отношений Моисея с Богом – вместо того, чтобы сказать: «Господи, давай их пожалеем, и я и ты их любим», или честно сказать о других своих мотивах, что говорит Моисей? Он приводит другие аргументы: 1) что о Тебе скажут Египтяне, ты испортишь Свой имидж? (12), и 2) Ты же обещал нашим предкам, обещания надо исполнять (13). И Бог «пугается», что о Нем подумают что-то не то (практически, как в истории АСД о дьяволе, обвиняющем Бога) – и всех сразу же жалеет.
Не надо представлять Моисея таким уж добреньким, он, такой заступничек, потом безо всякой санкции Бога будет топать ногами, бить скрижали, поить народ металлом и заставит людей убивать своих братьев. Бог отменил зло, но Моисей — нет.
Но нас больше интересует вот такое построение общины, в которой каждый герой стремится к своей цели, а остальные используются им безо всякой жалости, как пушечное мясо. Мы можем сравнить с описанным современную политику церкви, она особенно видна в преддверии разных выборов этого и следующего года, в создании разных устрашающих комитетов и черных списков. Но главным сравнением будет все же жизнь наших поместных общин, в которых одни люди могут бояться других (помните соглядатаев, от которых струсил даже апостол Петр?), где одни верующие могут обманывать других для сохранения своего положения (вспомните, какие слухи распускали про Иисуса пасторы Его времени), где манипулируют другими в своих целях (помните «ты тогда не будешь другом цезарю?»). Да, мы можем, как всегда, солгать себе и сделать вид «идеальной общины», но исцеление придет только в то место, где признают проблему и просят Бога об этом исцелении.
Практика: Вы ощущали опасение перед кем-то в своей церкви? Перед кем? Когда другие христиане понуждали сделать, что вы не хотите? Вы делали такое с другими верующими? Что делать, если вы чувствуете такие нездоровые отношения в церкви?
- ДРУГИЕ НЕ НУЖНЫ. Текст 1 Кор. 12:15-27 (с. 214 НЗ)
В этом отрывке говорится не о церкви АСД и не о какой-то организации, как бы нам не хотелось привязать эти слова к земному институту, тело здесь – Христос (12). И Он объединяет новое человечество, одухотворенное Им, всех людей, кто Им руководим. И в отрывке описывается проблема, очень характерная для современных христиан. Здесь верующие не считают, что им нужен хоть кто-то другой, они справляются со всем и сами. Причины тут могут быть разными – кто-то кажется тебе бестолковым и вредным (22), кто-то просто бесполезным (21), какие-то люди занимают не свое место (15-16). Но результат один – я буду сам по себе, без вас.
Речь здесь не о посещении или непосещении церкви, это важно только для верующих, принадлежащих к организации и не больше. Вопрос здесь гораздо глубже, он об общинности, которая даже не упомянута ни в наших доктринах, ни на нашей практике. О заботе, страдании с другим, радости с другими – о какой-то странной зависимости друг от друга верующих, которая дается, когда ты «во Христе». Такое происходит, когда Марию забирает к себе стоящий у креста ученик, и с определенного момента они становятся родными благодаря Иисусу. Такое сквозит во всех письмах Павла, когда он переживает или счастлив от новостей о христианах, живущих в тысячах километрах от него. Или когда Филимон принимает беглого раба своим другом, со всем расположением к нему. Не замечающий всех этих примеров близости остается объединен с другими только общим церковным списком да именем «адвентист», и, по сути, другие христиане ему сто лет не сдались.
Если говорить о наших реалиях, то мы идеально подходим под описанные в главе строки. В наших церквях связь с другими именно такая, что от расставания (даже навсегда) с другими христианами у нас ничего не изменится — в подавляющем числе случаев этой связи вообще нет. Скорее наоборот, у нас практикуется скрытая враждебность даже к своим, для примера посмотрите, как президент ГК во всех своих выступлениях выискивает скрытых эволюционистов, либералов, людей, непослушных ГК, слушающих не ту музыку, и прочих предателей его любимой Уайт. Он, и все за ним, пропагандируют не родство, а ненависть и подозрительность.
Практика: Я спокойно обойдусь без других верующих? Зачем они мне нужны? Я когда-то чувствовал родственность с другими христианами? К кому из верующих меня тянет и от кого – отталкивает? Почему?
- ОБЩИНА С ПРЕКРАСНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ. Текст Иоанна 13:34-35 (с. 120 НЗ)
Завершающие тексты урока перечеркивают все то, на чем строится наше современное единство. Все понимают, что мы вместе, потому что верим в одни и те же вещи, типа субботы или состояния мертвых, или у нас одно название, мы десятилетиями соблюдаем те же обряды, читаем те же книжки, едим примерно одно и то же, поем те же песни и не носим сережек и татуировок. Когда кто-то съедает или выпивает что-то не то, или начинает верить в другое, или перестает поклоняться Елене Уайт как Святому Духу, мы с радостью с ним расстаемся. Это наша субкультура, мы как раз и являемся «клубом по интересам», как бы мы не ругали это название.
А слова Иисуса говорят о совершено другом, что Его учеников объединяет другой маркер. Не 28 доктрин и не отсутствие косметики и брюк на сестрах. Не совместное раскидывание газеток по ящикам и подъем по субботам к 10 часам. Дело тут вообще в том, чему в церкви и не учат. Дело в особенных отношениях друг с другом, в том, что люди учатся ценить другого, которого Бог сделал их братом и сестрой.
Почему то мы сходим с ума по тому, чего Иисус вообще не касался – по правильности вероучения и обрядов, и упорно закрываем глаза на то, о чём рассказывает всё Евангелие. В нём нету «основ вероучения», ЗОЖ и дресс кода для христиан. В нём Иисус учит давать в долг, прощать и ходить в гости к другим, кем бы они ни были. Там замечают проблемы другого и кормят – лечат – помогают попавшему в беду. В Евангелии делятся рыбками и осликами, спасают прелюбодеек и жертвуют последним. Все это и не пахнет доктринами, все Евангелие – это хорошие отношения друг с другом, удивительно, как мы отказываемся это замечать.
Поэтому нам нужно заново – безо всяких урочников и советов со стороны системы перечитать Евангелие, чтобы открыть для себя, в чем заключаются «заповеди» Иисуса Христа (34), чего Он хочет от христиан, и вокруг чего должна строиться церковь, которой мы являемся.
Практика: Что объединяет меня с другими адвентистами? В центре моей общины – вероучение, одинаковый образ жизни, или отношения любви? Что можно сделать, чтобы превратить организацию верующих в любящее сообщество?
Вывод. Для того, чтобы мы стали настоящей общиной верующих, нужно:
— прекратить манипуляции другими людьми – в церкви и вне её;
— позволить Иисусу объединять нас с другими христианами;
— понять, что главная перемена от Евангелия — новые отношения.
«потом безо всякой санкции Бога будет топать ногами, бить скрижали, поить народ металлом и заставит людей убивать своих братьев.» — да ладно?
В Библии чётко написано, что он сказал — это Блжья воля!
Серьезно? Чётко написано? Бог закончил говорить с Моисеем на 32:14, потом они встречаются в 32:31. Остальное — геноцид от кротчайшего