В ЗАЩИТУ АНТИКЛЕРИКАЛИЗМА
#антиклерикализм #право_на_критику #осуждение
Антиклерикализм нужно защищать от антиклерикалов как коммунизм нужно защищать от большевиков, а капитализм от трампистов, а экономику от экономистов типа Маркса. Насколько уместен, позитивен и продуктивен антиклерикализм у верующих — прежде всего, у священников — настолько он гадок у неверующих.
Антиклерикализм неверия нарушает первую заповедь интеллигента: «Будь щепетилен!»
Например, если ты не военный и при этом пацифист, то, обличая войну, ты не имеешь права (морального, всего лишь морального) обличать военных. Этим пусть занимаются милитаристы, военные и прочее вепека.
Антиклерикализм есть вопрос о «как», не о «что». Вопрос о соре в избе, а не об избе. Сор ничего не говорит об избе, как хромота ничего не говорит о хромом. Более того, выметание сора из избы — средство улучшить избу. Что уж говорит об очистке дворца деспота от мусора! Это средство укрепить деспотизм, а не преодолеть его. Иван Грозный уж так очищал, так очищался…
Антиклерикализм неоднократно побеждал — когда новое религиозное сообщество образовывалось ради «очищения» веры от фарисеев, распутников и т.п. Начать с чистого листа! Всё делать правильно!! И-де-ал!!!
Понятно, что из этого ничего не выходит. Бог призывает к святости, но всякого, кто возомнит себя святым, Бог призывает к покаянию в этом самом возомнении. Потому что быть святым и считать себя святым — противоположности. Тем более, считать святой свою церковь, свою конфессию. А ведь такое бывает!
Антиклерикализм атеистический, впрочем, намного хуже антиклерикализма религиозного. Тут не только критика без щепетильности, тут ещё и критика с какой позиции? А ни с какой! Священник пьёт, следовательно, Бога нет? Батюшка ворует, следовательно, нельзя ходить в церковь? А если не пьёт — идти?
Антиклерикализм рассматривает коррупцию как некую радиацию с неопределённым радиусом поражения. Если хоть один пономарь украл хоть одну копейку, то…
В некоторых ситуациях такой ригоризм оправдан — в ситуации цепи. Прочность цепи определяется прочностью самого слабого её звена. Если стальная цепь в середине имеет звено из верёвки, то у неё прочность верёвки. Вот почему так важна солидарность как способность к самоочищению. Вот почему лицемерят люди, которые, будучи членами жёсткой централизованной организации, заявляют, что не отвечают за то, что в ней происходит.
Только вот Бог — ни в какой не в цепи.
Тут даже нечего обсуждать. Антиклерикализм как подводка к атеизму — ошибка с точки зрения рассудка и подлость с точки зрения совести. Потому что у атеистов ровно те же проблемы.
А вот насколько Церковь — цепь, это очень обсуждаемый вопрос. Обсуждаемый, потому что очевидно: между «не выносить сор из избы» и «не входить в избу, где намусорено» огромное пространство. Существует неимоверное количество оттенков.
Оттенки убавляются по мере приближения к высотам власти. Быть развращённым патриархом, или папой римский, или хотя бы настоятелем — просто грех. Оправдывать этот грех — это грех поменьше, а размер определяется тем, насколько оправдатель связан с системой.
Закрывать глаза на грехи Церкви и стараться жить с Богом, не осуждая никого — тоже разного накала может быть, потому что «жизнь с Богом» очень разная бывает. Само по себе неосуждение — не добродетель, тут важна пропорция. Сколько неосуждения, а сколько жизни. Мертвецы на кладбище никого не осуждают, а что проку? Жить надо, и так жить, чтобы антиклерикализм не делал того же, что делает клерикализм — не затуманивал глаза, сердце и разум.
+ Комментариев пока нет
Добавьте свой