ЧЕТЫРЕ СУДЬБЫ ДЛЯ ЖИВОЙ ЦЕРКВИ
#живая_церковь #распад_общины #институционализация #духовный_рост #тело_Христа
ЧЕТЫРЕ СУДЬБЫ ДЛЯ ЖИВОЙ ЦЕРКВИ
Почему так много церквей распадаются? Какие стадии проходит живая церковь?
Я уверен, основываясь на том, что видел за прошлые два десятилетия, что каждая христианская группа, которая стремилась собираться
под руководством Христа как живое сообщество, в итоге придет к одному из четырех вариантов. Я называю их «судьбами».
под руководством Христа как живое сообщество, в итоге придет к одному из четырех вариантов. Я называю их «судьбами».
Четыре судьбы
1. Распад.
В течение времени многие живые церкви распадаются по разным причинам. Чаще всего из-за внутреннего конфликта — люди ссорятся по личным причинам, из-за доктрин или практик. Группа слишком незрелая, и у нее нет достаточных духовных ресурсов, чтобы преодолеть конфликт, поэтому она самоуничтожается. Когда это происходит, вред
может быть очень большим.
может быть очень большим.
Я видел много жертв церковной жизни, которых все больше озлобляет идея в целом. Они сунули руку в огонь и страшно обожглись, потому теперь живут в духовной пустыне, до сих пор зализывая свои раны. Их убивает одна мысль, что нужно быть рядом с другими христианами. Они все время повторяют одно и то же: «Я пытался встречаться, как это
было тогда, но это не работает».
было тогда, но это не работает».
К сожалению, многие из этих пострадавших в духовной войне будут травмированы на всю оставшуюся жизнь. Конечно, Бог может исцелить их, если они решат исполнить Его замысел.
Другая причина для распада ~ «ржавение». Когда церковь «ржавеет», членам группы надоедает делать одно и то же. Их подавляет рутина. Как любит говорить мой друг Хэл Миллер, «все обычно становится сначала мирским, потом неестественным, затем неважным». Не происходит ничего нового, и все готовы сдаться. Встречи посещают все реже и реже. «Ржавение» происходит обычно тогда, когда церковь не получает важной помощи извне, которая помогла бы ей преодолеть энтропию.
«Сгорание» — это тоже распад. Это обычно бывает тогда, когда слишком ревностные христианские служители не чувствуют потребностей церкви и пытаются продвинуть свою точку зрения среди членов группы, применяя человеческие методы. Церковная жизнь превращается в один сплошной аврал. Члены группы, образно говоря, включают двигатель на
полную мощь. Они в итоге теряют силы, потому что постоянно перенапрягаются и, наконец, сгорают. Они настолько устают, что даже подумать о встрече им неприятно.
полную мощь. Они в итоге теряют силы, потому что постоянно перенапрягаются и, наконец, сгорают. Они настолько устают, что даже подумать о встрече им неприятно.
2. Институционализация.
Кто-то из группы становится лидером. В большинстве случаев этот человек отрицает свое лидерство, однако, если вы внимательно послушаете, что он говорит, это будет очевидно. Один бесспорный признак: когда вы услышите, как кто-то говорит: «Мне действительно
было трудно добиться, чтобы они (т. е. церковь) относились к чему-то так-то и так-то и сделали то-то и то-то».
было трудно добиться, чтобы они (т. е. церковь) относились к чему-то так-то и так-то и сделали то-то и то-то».
В результате другие члены группы начинают привыкать наблюдать, зависеть и пассивно позволять неформальному лидеру взять на себя все или почти все служение. Священнослужители есть, хотя их и трудно увидеть. (Это может также реализовываться в появлении группы пресвитеров, которые в итоге стали управлять церковью.)
3. Коллективный паралич.
У церквей, которые пришли к этому варианту, было много болезненных конфликтов. Члены группы встречаются потому, что это правильно, но им трудно принимать общие решения. Они не хотят сдаваться и терять то, что построили, поэтому наступает коллективный паралич. Важные беседы считаются упражнением в предвоенной дипломатии. Церковь похожа на папье-маше. Все ходят на цыпочках и страшно боятся, что они кого-нибудь оскорбят и взорвется бомба. Это может тянуться много лет.
4. Духовный рост.
Ни одна церковь не получается «готовой». У каждой — длинный духовный путь. Но те, кто пошел по этому пути, неуклонно двигаются к Богу и к Его вечному замыслу.
Случаются и продолжаются конфликты, переживаются кризисы, но церковь все переносит и становится в итоге сильнее. Члены группы «созидаются» (говоря словами Павла), и Бог получает то, что Он хочет: невесту, тело, здание и семью — коллективное воплощение Его славного Сына. С потом, кровью и сумятицей, без которых немыслимо христианское сообщество, все и каждый по отдельности начинают
подражать Христу. И Ему есть где преклонить главу.
подражать Христу. И Ему есть где преклонить главу.
Известный философ однажды сказал: «Что не убивает вас, делает вас сильнее». Что касается Тела Христова, мне нравится говорить вот что: все, что делает вас сильнее, вас убивает. Итак, если вы не хотите умереть для себя, то Тело Христово просто не для вас.
Френк Виола «Как найти живую церковь»
Как распадаются общины ясно, а вот как сохранить и возрастать большой вопрос и где ответ?
Один Бог знает ответ на этот вопрос.