БЬЕТ — ЗНАЧИТ ЛЮБИТ?
#насилие_и_церковь #у_нас_этого_нет #семейное_насилие
Ирина тоже молчала. Молча ходила в церковь, улыбалась. На вопрос, откуда у тебя такой синяк, отвечала: «Полки убирала и упала». Потом попала в больницу с сотрясением мозга, и все думали, что снова упала, а муж вместо объяснений бурчал что-то невнятное и все время отводил в сторону глаза…Мария пришла ко мне на консультацию заплаканная. Сквозь слезы стала рассказывать о сегодняшней ссоре с мужем, его вспышке гнева. Подошла к тому, как сильно он ее толкнул, а затем ударил, и заплакала еще сильнее. «Невыносимо, — говорила она, — что в церкви он один, а дома совершенно другой. Мы вместе с ним служим, и на людях он ведет себя просто идеально: говорит комплименты, обнимает, возится с детьми. Все окружающие восхищаются, какой у тебя прекрасный муж! Но если бы они только знали, каким он бывает дома. Я пытаюсь объяснить, но мне никто не верит, говорят, что придумываю все!» Затем выяснилось, что муж у Марии просто не мог говорить спокойно в конфликтной ситуации: сразу срывался на крик, следом шли оскорбления и унижения, которые иногда заканчивались побоями…
Эти истории не выдуманные, они из нашей повседневной жизни. И, к сожалению, их много, гораздо больше, чем мы можем себе представить.
По данным научных исследований за 1997 год, в России насилие в той или иной форме наблюдалось в каждой четвертой семье. Каждая шестая женщина в возрасте 20—50 лет скончалась в результате насилия в семье, и около половины всех убийств в России произошло по этой же причине. Число случаев избиения женщин своими партнерами и мужьями составляет 36 тысяч в день. Страшная статистика. И если официальные данные выглядят таким образом, то можно только предположить, какой процент остается неучтенным. Ко всему тема эта очень непопулярная, обсуждать ее не любят, всячески обходят стороной и не рассматривают как серьезную проблему, требующую внимания российского общества. Более того, многие вообще воспринимают проблему физического насилия в семье как норму, как то, что на Руси всегда было, есть и будет. Достаточно вспомнить несколько пословиц: «Бьет — значит любит», «Люби жену, как душу, и колоти, как грушу» и т. д.
Это в миру, скажете вы, а в христианских семьях такого безобразия нет. Очень бы хотелось, чтобы так оно и было, но, к сожалению, моя практика показывает иное: истории, рассказанные в начале статьи, которых кстати немало, — это истории о семьях, где мужья — верующие или считают себя верующими. Не стоить также забывать, что в большинстве своем наши церкви состоят из женщин, у которых часто неверующие мужья, к тому же нередко пьющие. Следовательно, процент риска повышается. Поэтому проблему смело можно причислить к тем, которые имеют отношение к церкви, и о ней надо говорить. Не только о физическом насилии, но и о эмоциональном, и сексуальном, которые опять же скрыто, невидимо присутствуют в нашей жизни, в наших церквях.
По поводу насилия существует много мифов или клише, которые помогают людям принять это явление. Мифы начинают жить и развиваться в контексте норм и ценностей конкретного общества и выдаются за что-то «естественное» и «объективное». При этом они мешают честно взглянуть на проблему и разобраться с ней. Поэтому я предлагаю рассмотреть те мифы о насилии, которые наиболее распространены в России. Они делятся на три категории: мифы по поводу женщин, которых бьют мужья, и мифы, в которые верят сами женщины, — это первая категория. Мифы о мужчинах, которые избивают женщин, — вторая категория. И социальные мифы по поводу насилия в целом.
Начнем с женщин:
1. Некоторые женщины провоцируют насилие и заслуживают его.
Смысл этого мифа в том, что если бы женщина вела себя по-другому, была бы более услужливой, послушной женой, хорошей матерью и так далее, то ее не нужно было бы «наказывать». Достаточно изменить поведение — и женщину никто не тронет пальцем.
Реальность же такова, что от поведения женщины в ситуации насилия мало что зависит. Более того, по рассказам женщин, желания мужа часто полностью противоречивы, и тем самым быстро находится повод для оскорбления и избиения. Для иллюстрации приведу пример, рассказанный одной из клиенток центра Российской ассоциации «Нет насилию» (АННА) и описанный в одном из альманахов этой ассоциации «Насилие и социальные изменения» за 2000 год, часть 1:
«Однажды он, придя поздно ночью домой, включил на полную громкость телевизор. И когда я попросила его сделать звук потише, он бросился на меня, выволок из кровати и, держа одной рукой меня за горло, другой стал вырывать волосы из моей головы. Я только плакала, не кричала, боялась, что услышат дети».
При этом сам факт, что женщину обвиняют в провокации агрессивного поведения по отношению к ней, говорит о грубом перекладывании ответственности за разрушительное поведение ее мужа на нее саму. Понятно, что в конфликтных ситуациях в семье нет правых и виноватых: каждый внес определенную лепту в возникновение и развитие конфликта. Но! Правда состоит и в том, что за свою реакцию на этот конфликт, за свое агрессивное, разрушительное поведение, за свой грех несет ответственность муж и только он. Он выбрал такой вид поведения, и он сделал бы это независимо от пострадавшей женщины. Поэтому недопустимо обвинять жертву.
2. Однажды подвергнувшаяся насилию женщина — навсегда жертва.
Здесь работает тот же подход. Женщина отнюдь не пассивная сторона, и своим активным поведением она может повлиять на ситуацию, сложившуюся в семье. Она может обращаться за помощью в церквь, к душепопечителю или психологу, главное, чтобы она не молчала об этом, не замыкалась в себе, не брала на себя роль жертвы.
3. Какой-никакой, но все-таки отец, или я остаюсь только из-за детей.
Этот миф достаточно распространен, хотя он разрушается быстрее всех остальных, когда люди начинают задумывать о том, сколько детей страдает от насилия в семье. Страдают не только от того, что папа бьет маму, но часто и от того, что папа точно также проявляет агрессию к детям.
По статистике, 70% мужчин, избивающих своих жен, проявляли агрессию и к своим детям.
Теперь мифы, касающиеся мужчин:
1. Мужчины, подвергающие насилию членов семьи, психически не здоровы.
Если все мужчины, которые избивают женщин, были бы действительно всегда с какими-то отклонениями, с точки зрения индивидуальной психопатологии, то их можно было бы легко отделить от нормальных мужчин и изолировать, но на самом деле это не просто. Дело в том, что большинство мужчин в повседневной жизни часто ведут «нормальный» образ жизни за исключением тех моментов, когда они не контролируют свой гнев. При этом социальный статус таких мужчин может быть очень высоким, и они могут занимать руководящие должности в бизнесе, политике и служении.
И как мы видели в истории с Марией в самом начале статьи, ее муж может быть не только очень агрессивным и жестоким, но и любящим, заботливым мужем и отцом. О таком соединении в одном человеке двух разных личностей говорят очень многие женщины. И, в отличие от психопата, в спокойном состоянии он может испытывать чувство раскаяния и стыда.
2. Мужчины, прибегающие к насилию, не являются любящими мужьями и ведут себя одинаково агрессивно в отношениях со всеми.
Этот миф существует, потому что нам довольно сложно сочетать понятия «любовь» и «жестокое обращение», но, как мы видели выше, в одном человеке может сочетаться как любящий, заботливый человек, так и жестокий, агрессивный. Более того, дальше, когда будем говорить о цикле насилия, мы увидим, что после акта насилия наступает момент, когда обидчик просит прощения, обещает, что такого больше не случится и проявляет всякие знаки внимания.
С другой стороны, понятие «любовь» у таких людей связано с понятиями «власть», «обладание», «контроль». Любить для них — значит обладать. Полностью подчинить жизнь, чувства другого человека себе.
Если говорить о самоконтроле, то большинство из них способны контролировать и регулировать свое поведение. Они понимают, где можно вести себя агрессивно, а где нет. Навряд ли они будут проявлять свою агрессию в церкви или при свидетелях. Более того, как мы видим из истории Марии, они могут иметь имидж любящего отца и мужа среди соседей, друзей и прихожан.
3. Мужчины, подвергающие насилию, являются неудачниками, не могут справляться со стрессами и проблемами в жизни.
Все люди испытывают стрессы и проблемы, но не все люди подвергают насилию других. И часто такие мужчины достаточно успешны в своей профессии, служении. Они способны принимать ответственные решения и контролировать себя.
4. Причиной насилия является алкоголизм.
Не секрет, что проблема алкоголизма часто связана с проблемой насилия, и в семьях, где есть алкоголик, процент риска возрастает. Но при этом много мужчин могут быть жестокими и в трезвом состоянии. Есть процент мужчин, которые ведут «здоровый образ жизни», но при этом избивают своих жен и детей.
Часто, говоря об алкоголизме как о причине насилия, люди оправдывают и как бы разрешают с помощью алкоголизма жестокое обращение, хотя на самом деле алкоголизм, скорее, провоцирующий фактор или катализатор насилия.
5. Если он один раз ударил, обидел, то он обидчик навсегда и его ничто не исправит.
Обидчиками не рождаются, обидчиками становятся. Вешать ярлык на человека — значит, опустить руки. Но проблему нужно решать. Молитва и обучение навыкам неагрессивного поведения в группах или с пастором, душепопечителем, помогут справиться с этой проблемой. При этом, конечно, понятно, что такие изменения — это долгая и трудная работа.
И социальные мифы по поводу насилия вообще:
1. Домашние ссоры, потасовки и драки характерны для необразованных, бедных людей и неверующих. В интеллигентных, обеспеченных, а тем более христианских семьях таких происшествий нет или они очень редки.
К сожалению, насилие в семье не ограничивается какими-то определенными социальными группами или даже религией. Это случается во всех слоях и группах населения независимо от образования, доходов и вероисповедания.
2. Бесполезно бороться с домашним насилием. Оно существовало и будет существовать, особенно в России, и с этим ничего поделать нельзя, как с плохой погодой.
Да, обычай избивать жену, к сожалению, так же стар, как сам брак, и своими корнями уходит в глубокое прошлое. Но сейчас не во всех обществах дела обстоят одинаково плохо. Приведу пример. В США, где достаточно активно борются с домашним насилием, рассматривают эту проблему как очень серьезную, говорят о ней и принимают меры для профилактики, в год от рук насильников погибает примерно две тысячи женщин. В России эта цифра в пять-семь раз больше.
Также сравнительный анализ различных культур показал, что домашнее насилие — не универсальное явление, и зависит оно от той социокультурной атмосферы, которая толерантна к насилию или даже поощряет его.
И я думаю, что мы как христиане не должны быть пассивными по отношению к насилию в семье, распространенному как в нашем обществе, так и в наших церквях. В Первом послании Иоанна, мы читаем: «Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1 Ин. 1:7). Поэтому если мы хотим открытых, доверительных, настоящих отношений в церкви, то важно говорить не только о хороших, но и о негативных сторонах жизни наших ближних. Хотя это и не просто.
+ Комментариев пока нет
Добавьте свой