10 урок от ПА: ИДЕАЛЬНОЕ ПРОЩЕНИЕ (Единство и…)
10 урок от ПА: ИДЕАЛЬНОЕ ПРОЩЕНИЕ (Единство и…)
В уроке по посланию к Филимону мы увидим идеал восстановленных после конфликта отношений, к которому нас зовет Иисус.
Проблемы проведения урока:
Если вы вдумчиво прочитаете пособие, то обнаружите, что, похоже, даже сами создатели урочника этого не делали, они писали его и редактировали, но никогда не перечитывали, чтобы сберечь свои мозги. Например, в подтеме вторника в урочнике заявляют: «все сравнения нас с другими людьми являются неразумными, потому что вызывают либо горечь, либо высокомерие». Это очень верно, но чем занимался тот же самый урочник все предыдущие занятия? Не тем ли, что сравнивал христиан из нашей церкви с плохими и неверными Богу христианами из других деноминаций? Что он выращивал, как не эту самую гордыню и не горечь, и не рушил единство? К сожалению, то, что навязывается в пособии, похоже на слова человека с раздвоением личности, и оно запросто может повредить способность логически мыслить у наших слушателей. Может быть, это связано с работой редакторов, может быть, с чем – то еще, но результат раздвоения личности — налицо. Хотя для адвентиста такой безумный подход не будет новинкой – ведь в его любимых книжках христианская писательница противоречит себе еще похлеще. То у нее есть лишь двое на небе + сатана, то вместо сатаны появляется Святой Дух. То читать её саму не нужно, а только Библию, то ее книжки самое главное, что только есть на свете, выданное прямо с небес. То Бог не любит непослушных детей, то Он любит абсолютно всех. То есть устриц нельзя, то нужно закупить их побольше и повкуснее, чтобы пророчица полакомилась. Проблема, конечно же, здесь не только в ней – проблема в тех, кто всё это не замечает и не делает выводов.
Наш урок строится на одном отрывке, письме к Филимону. Как альтернативу мы можем предложить проведение урока по одному отрывку из 18 главы Матфея, он тоже с легкостью делится на три части: личные отношения / 2-3 миротворца / община, и он полностью противоречит сложившейся в наших церквях традиции.
Главный вопрос: Как происходит идеальное евангельское прощение? Какой шаг из перечисленных в отрывке самый сложный для вас?
Ломка льда: Есть ли у вас человек, с которым бы вы ни за что не хотели бы встретиться? Кто это? Почему он вам неприятен?
- Ненужная встреча. Текст Филимону 1:8-14 (с. 262 НЗ)
Мы рекомендуем прочитать весь отрывок Фил. 1:8-21 на уроке СШ, а затем касаться только приведенных нами к каждому из подпунктов текстов. Первое, и самое необычное, что мы встречаем – это намеренное столкновение Павлом двух людей, находившихся друг с другом в конфликте. Это Филимон, бывший хозяин беглого раба, и сам этот раб, Онисим. Конечно, из письма до конца непонятно, что произошло, но намеки дают понять, что произошло, возможно, не только бегство, но и обида и ущерб (т. 18). То есть, перед нами идеальная ситуация обиды, когда конфликтующие стороны никогда не встретятся, один из них – в Колоссах, другой в Риме, мы бы могли только мечтать о такой ситуации, если говорить о наших врагах.
Что делает Дух? Он побуждает этих двух (уже) христиан не жить далеко друг от друга, а встретиться друг с другом. Нам это непонятно, потому что с нашими недругами мы не планируем встречаться, даже если окажемся на небесах (слава Богу, там места полно, как-нибудь устроится, что мы друг друга не увидим и прощать друг друга не будет нужно). Мы идем на разрыв: расстаются поругавшиеся Варнавва и Павел, старший сын даже не хочет видеть младшего, обиженный Каин уходит от Бога.
А вот у Бога другое мнение. Он считает, что эта встреча необходима, потому что человек с врагом, пусть этот враг и за тридевять земель, остается несвободным – он отлично помнит обиду и она не дает ему быть нормальным человеком. Давид тянет обидевшего его дядьку с камнями через всю жизнь, и на смертном одре думает не о своем примирении с Богом, а о чем? О том, как бы не дать другому спокойно жить, не отомстив ему за унижение. О том же самом (а не о покаянии и не о своих ошибках) думает всю оставшуюся ему жизнь безглазый Самсон – и все-таки мстит, хотя думать то надо было о другом. Мы видим, что человек, находящийся с нами в конфликте, непроизвольно удаляет у нас часть разума, и мы не свободны ни для адекватной оценки окружающего мира, ни для нормальных отношений с Богом.
Нам ужасно, до боли, не хочется возвращаться в небезопасное для себя положение – но в отрывке показан идеал, — на наш взгляд, ненужная встреча. Хотя Онисим мог бы помочь Павлу в деле благовестия (т.13), но освобождение человека гораздо важнее (возможно, даже для спасения обоих конфликтующих сторон).
Практика: Сколько нанесенных мне обид я сейчас могу перечислить? Я решил их и простил людей или просто «отослал в Рим»? Если я встречусь с одним из обидчиков, я захочу ему отомстить (если у меня будет такая возможность)? Я это сделаю?
- Как легче простить. Текст Филимону 1:17-21 (с. 262 НЗ)
Мы «перепрыгнули» через пару текстов, которые мы прочитаем в 3-ем подпункте, так как они являются кульминацией идеального евангельского прощения. В нашем отрывке Павел помогает человеку простить своего обидчика, нанесшего ущерб, облегчив ситуацию. Главная проблема, из-за которой решить конфликт ужасно сложно – как раз память о нанесенной потере, об опасности. Для старшего сына самое важное, не дающее принять брата – это «расточивший имение», т.е. потеря. В конфликте Иакова и его новых родственников кто-то потерял овечек и божков, и их было нужно обязательно вернуть любой ценой. Как потерю еще более невосполнимую мы воспринимаем подпорченную слухами репутацию или предательство дружбы, но все равно – все крутится вокруг потерь. И страха того, что в будущем все произойдет заново. Насчет будущего мы поговорим в 3-м подпункте.
В отношении же ущерба Павел предлагает для пострадавшего упрощение прощения. Прежде всего, он предлагает взять на себя расходы (19) и клянется, что оплатит все, что мешает вычеркнуть ущерб из памяти (мы уже говорили на уроках, что деньги – самый большой показатель, любим мы кого то или нет). Взяв отсюда принцип, мы можем упростить прощение другому, если мы не на словах, а на деле будем «приносить достойные плоды покаяния», как, например, это сделал Закхей. Любить его стало гораздо проще, когда он отдал тебе украденное + процент. А для миротворцев это тоже вызов, чтобы они не просто манипулировали: «прости, ты же христианин»! Их уговоры были бы гораздо убедительнее, если бы они вложились в ситуацию и сделали то, что поклялся сделать Павел, оплатив проблему. Это замещение другого «прими как меня» (т. 17), в котором ты можешь очень здорово быть похожим на Иисуса не на словах, а на деле – отдав личное вместо чужого.
И, кроме этого, здесь говорится о другом уровне, смягчающем остроту памяти об ущербе. Это демонстрация ущерба, который нанес ты сам, но был прощен (19). Об этом история о прощении 10 000 талантов, которые должны бы смягчить тебя. Помнящий о своих проступках – раскаявшийся человек — гораздо проще забудет о проступке в свою сторону, чем святоша, который «никому плохого не делал».
Практика: Кто нанес мне самый большой в жизни ущерб? Какой самый большой ущерб нанес кому-то другому я? Я терял друзей из-за того, что они не возвращали мне цветные кусочки бумаги? Оно того стоило?
- Лучше, чем раньше. Текст Филимону 1:15-16 (с. 262 НЗ)
Заключительный отрывок является кульминаций нашего письма, мы приходим к нему по возрастающей: сперва мы все же встречаемся с другой стороной конфликта, затем прощаем его. Теперь же человеку предлагают не просто встретиться и вернуть себе раба. Филимона зовут сделать беглеца и преступника братом, свободным человеком, и объектом любви (16).
Это очень странное предложение, когда максимум, на что мы способны – пробормотать «прощаю», но внутри навсегда держать себя с человеком осторожнее. Это правильно, и к этому нас толкает жизненный опыт – предавший однажды предаст и потом, испугавшийся на дворе первосвященника Петр испугается и когда придут уже христианские авторитеты, уже от христианского первосвященника.
Но в предложенном есть смысл. Похоже, что прогнозируемая ситуация с обязательным ущербом от прощенного человека в будущем не произойдет, если укрепить связь с ним. Если поднять, приблизить человека, улучшить отношения с ним, то все может пойти по-другому. Конечно, это не помогло Иуде, но вот тому же Закхею, к которому Иисус пришел в дом – помогло. Помогло блуднице, спасенной от камней, помогло десяткам недостойных людей, к которым Иисус отнесся лучше, чем они того заслуживали. Помогло нам в отношениях с Богом, когда мы узнали, что Он для нас сделал, когда мы были еще во вражде с Ним (Рим 5:8). Не нужно воспринимать призыв Духа как мазохизм, часто это хорошо срабатывает.
В целом же здесь раскрывается Божий способ помочь нам, когда мы просим о Его заступничестве в конфликте. Нам кажется, что Он должен встать на нашу сторону и наказать противника, противнику хочется, чтобы Бог был на его стороне и наказал нас. А Бог решает конфликт (или, по крайней мере, хочет решить), подружив нас крепче, чем было до ссоры – тогда никому не надо будет мстить и ни на чью сторону не надо будет вставать. Вопрос будет решен без поиска справедливости.
Практика: Если недруг предложит мне дружбу, я ее отвергну? Почему? Во имя справедливости? Из принципа? Или мир все же лучше ссоры? У меня много недругов в моей общине? С кем бы я хотел улучшить отношения на этой неделе?
Вывод. Чтобы прощать так, как написано в Евангелии, нам нужно:
— перестать избегать решение конфликтов, держа внутри злобу на кого-то;
— увидеть тот ущерб, что мы приносим другим людям своими действиями;
— попробовать заменить поиск справедливости на дружбу.
Онисиму не было чем возместить ущерб господину своему, поэтому ходатайства Павла были уместны. К тому же он был усердным в труде. Как примиряться с человеком, который в отличие от Закхея, не желает ничего возмещать: «Ты просто забудь и мы станем друзьями». Легко ли жить в мире с «братом», кому все должны и любовь и помощь, но у него ноль обязательств?
Понятно и актуально!
Из вступления: «Проблема, конечно же, здесь не только в ней – проблема в тех, кто всё это не замечает и не делает выводов». Написано очень правильно, прямо по-пророчески, вернее по-лжепророчески. Так и рождаются всякие разногласия (опять же, к вопросу о единстве).
Разногласия появляются, когда одна сторона (человек или группа людей) рассматривает какую-то истину лишь с одной стороны, не замечая, а порой и игнорируя, и даже отрицая противовес, обратную сторону той же истины, потому что она не укладывается в их разуме. Приведу грубый пример, чтобы не раздражать самолюбие авторов. Было время, когда не могли уложить 100% Человек и 100% Бог в одной Личности. И вот часть людей примкнула к одной стороне, а другая часть — к другой. И все обосновывали Писанием, и прикопаться не к чему. И вели войны, дискуссии, пока наконец не нашелся некто, кто смог в своем уме совместить обе стороны, и объяснить обеим сторонам их однобокие позиции, и как они дополняют, а не отрицают друг друга. Кое-кто понял и примирился, а иные усомнились…
Но сатане не дремлет, он другие «противоречивые» тексты из Библии нашел. И вновь церковь поделил на лагеря. И «умные», логичные верующие все поняли согласно своей логики. Но о духовных вещах, так не судят. Об них надобно мыслить духовно. Если слово Божие говорит противоречиво, то это для того, чтобы изменить наше мышление, чтобы совместить «несовместимое», чтобы раскрыть человеку Божье видение. Любовь и справедливость (Закон), милость и истина, как Адам до и как Адам после грехопадения, и прочее, и прочее, и прочее. Все это в человеческом уме трудно совмещается. Поэтому автор и пишет: то у нее то, то у нее это. А где-то за стенкой, у такого же автора видение диаметрально противоположное, потому что он видит обратную сторону. Но они непримиримы, поскольку не принимают позицию друг друга. Но слово говорит и то, и другое. Нет бы им сложить свои знания, вместо того, чтобы списывать друг друга как еретиков. Попытаться понять противовес, совместить оба восприятия, с молитвой, под Божьим водительством, и тогда непонятная человеку Божья логика засияет новыми красками.
И не надо путать это с экуменизмом, единство должно быть в Боге, в Духе и истине.