7 урок от ПА: ОТКУДА БЕРУТСЯ КОНФЛИКТЫ (Когда…)
7 урок от ПА: ОТКУДА БЕРУТСЯ КОНФЛИКТЫ (Когда…)
В этом уроке мы посмотрим на три главные причины возникновения конфликтов в христианских церквях, и на то, как эти конфликты можно решить (или избежать их).
Проблемы проведения урока:
В предстоящем уроке нам предстоит столкнуться с разрушением мифа о хорошей подготовке пособий «старшими братьями». Возможно, вы слышали рассказы, как уроки планируют, готовят и молятся о них день и ночь вышестоящие духовнейшие из людей, не чета нам, простым плебеям. В реальности же после целого урочника по книге Деяний прошлого квартала нам вновь ставят уже второй урок, который полностью сделан на основе Деяний – и это за только первую половину пособия. Если бы хоть кто-нибудь, получающий зарплату в многочисленных отделах СШ хоть один раз подумал, то он просто – напросто развел бы эти пособия на один квартал, это сделать несложно, и проблема повторения наскучившей истории о язычниках — иудеях была бы решена. Но беда заключается в том, что над уроками просто-напросто не думают, всё, что делают отделы СШ – это запутывание и так нелегких урочников напихиванием туда небиблейских традиций, важных для современного руководства церкви. А ведь о читателях уроков и об учителях можно было бы позаботиться, и иногда это сделать очень просто. Но только вот кому они нужны, эти «рядовые члены церкви»? Точно не составителям уроков.
Ну и в тексте урока вы не встретите практического применения даже тех конфликтов, которые там описаны, то есть, между происходящим во времена апостолов и между нами не будет протянуто никакой нити. Разве сегодня в церкви нет разделения по этническом признаку? Разве до сих пор нет «черных» и «белых конференций»? Разве современное руководство не противопоставляет «духовную» Африку и страны третьего мира «загнивающему» Западу? Даже подняв эти вопросы, пособие стало бы ближе к нам, а тем более, если бы оно коснулось проблем, которые волнуют поместные общины. Но, сказав об этом, мы признаем, что мы не совершенная церковь, как любим представлять нашу деноминацию. А это делать у нас запрещено.
Главный вопрос: Из-за чего в общине обычно разгораются скандалы? Как можно предупредить или же решить эти конфликты?
Ломка льда: Вам когда-нибудь приходилось скрывать свои отношения, потому что кому-то это могло не понравится? Кто это был? Чем все закончилось?
- Властные авторитеты. Текст Галатам 2:11-14 (с. 230 НЗ)
Мы начнем с самого яркого конфликта Нового Завета, который произошел в общине Антиохии. Текст говорит, что апостол Петр вполне нормально общался со всеми, пока в церковь не пришли люди от церковного авторитета. Тогда в общине произошло разделение – апостол и часть общины отсели от остальных христиан, которые до обращения были язычниками. Мы видим в этой истории людей, оставшихся «за кадром», но которых боятся все – вплоть до Петра, занимавшего не последнее место в первоапостольской церкви. И все понимают – этим авторитетам очень не понравится такая безграничная дружба между людьми в общине (почему именно – мы поговорим в 3м пункте). И все живут в атмосфере этого духовного насилия, ради авторитетных людей не только не развивая нормальных любящих человеческих отношений с другими, а, наоборот, разрывая их.
Кроме того, что мы обнаруживаем в отрывке руководителей церкви, которые обычно заинтересованы совсем не в единстве (!!!), мы видим и интересующий нас принцип. Мы не дружим друг с другом, потому что кому-то это не понравится. И последствия будут такими страшными, что мы ни в жизнь не решимся отдаться дружбе и любви. Так Ионафан чуть не схлопотал копьем за свою дружбу не с тем человеком, так Никодим получил замечание за намек на нормальное отношение к изгою. В современной церкви тоже есть и авторитеты, не любящие проповедников из Ростова или Германии, и попробуйте хотя бы поставьте лайк под их статьями или роликами, а тем более появитесь где-то в комментариях – последствия не замедлят себя ждать. Поэтому сотни людей боятся даже проявить себя где-то в интернете, живя в тени страха, которыми сковали их захватившие в церкви власть исключатели- увольнятели.
Естественно, что в атмосфере страха от современных «комитетов по надзору» за верностью Теду Вильсону, или от иквизиции средних веков, надзирающей за верностью папе, никаким единством пахнуть и не будет, хоть ты обвыпускайся урочниками на эту тему или обмолись на неделях возрождения. Решить этот конфликт можно, убрав тех, кто создает страх для Петра, или же научившись не зависеть от этого страха. Только для этого надо не бояться потерять репутацию или работу, как это было у противоставшего наглецам от религии Павла. Он зависел не от человеков, а только от Бога, ему было нечего терять. Нам нужно такое же состояние.
Практика: Кого в церкви я сегодня опасаюсь, и не сделаю из-за них лишнего? Как я принял их насилие над собой? Я планирую так и продолжать жить в тени их страха всю жизнь? Когда в последний раз я делал что-то не потому, что так хотел, а из-за страха?
- Несправедливость. Текст Деяния 6:1-7 (с. 136 НЗ)
Второй отрывок касается, на первый взгляд, более материальных вещей, но на самом деле, проблема здесь глубже еды. В отрывке мы видим уже не тихий безмолвный конфликт – разделение, как в Галатам, а настоящий громкий ропот. Происходит он очень рано, сразу после создания церкви, из-за того, что о вдовах, понаехавших в Иерусалим, не заботились так же хорошо, как о наших. Очевидно, что возмущение вызвала несправедливость, не равное отношение ко всем людям в церкви.
Эта беда несправедливости сегодня касается всех уровней христианских сообществ, и, хотя мы не сможем достичь идеала, но все же эти проблемы нужно решать – первая церковь (когда она была еще во вменяемом состоянии) это старалась делать. Решение этого конфликта в отрывке было осуществлено избранием честных, проверенных людей, которым можно доверять(!), причем некоторые из них были и новообращенными из язычников, и иностранцами – то есть, людьми с совершенно противоположной стороны разгоревшегося конфликта. Мы делаем так же?
У нас же проблему нечестности в отношениях обычно замалчивают и прячут под ковер. А неравенство никуда не спрячешь – его сегодня хоть отбавляй. Есть рядовой член церкви, и есть «нерядовые», пусть это и нарушает принцип священства всех верующих. Есть общепризнанные «авторитеты», этакие «Иаковы» местного разлива, а есть те, на чьи слова даже не обратят внимания. То, что позволено волку, не позволено ягненку. Елена Уайт может в экстазе падать и кататься по полу, но сделай это харизмат, мы обзовем его одержимым сатаной. Обычный человек не имеет права распорядиться даже своими собственными деньгами, его просто заклюют, а главные в церкви захотят – и вложат эти десятины ее в акции оружейных заводов, захотят – пустят на телохранителей для главного священника деноминации, или на поездки своих многочисленых деток по заграницам. И люди, чувствующие такую несправедливость, как никто понимают, что разделение в христианской церкви существует. Кстати, такое есть не только на уровне общины, в обычной семье тоже есть двойные стандарты, и родители позволяют себе то, что запрещают детям, конфликт отцов – детей тоже стоит не на пустом месте, двоечник отец там требует от детей исключительно пятерок, а выросшая на улице мать растит из дочери балерину. И дети это однажды поймут или уже понимают сейчас, но пока что молчат.
Практика: Что я чувствую, встретив несправедливое отношение? Обнаружив его в церкви, я молчу и терплю или пытаюсь решить проблему? Почему апостолы не спрятали проблему и не боялись «испортить репутацию» церкви перед неверующими?
- Церковные традиции. Текст Деяния 11:1-4, 15-18 (с. 144 НЗ)
Последний отрывок очень хорошо знаком тем, кто с нами проходил книгу Деяний, не прыгая по урочнику, а идя по Библии текст за текстом. Но мы посмотрим не на сотника и не на нечистую еду, с которой борется пособие. Нам интересна причина ропота, который мы снова видим в книге Деяний. Тут Петр вызывает вполне ощутимое раздражение и недовольство, он становится причиной раздора между первыми христианами. И беда его в том, что он нарушил неписанные правила, которых полно в любой общине или конфессии. В данном случае люди считали, что к язычникам ходить в гости нельзя. Хотя в Писании вы не найдете ясного запрета на это, но косвенными текстами желающие доказывали это, так же, как сейчас они борются с женщинами пасторами. (Например, знаменитое «не сидит в собрании развратителей», — хотя развратители тут — скорее собравшиеся против Иисуса чистопородные верующие, а вот язычник Пилат – святой по сравнению с ними).
Пётр нарушает установленное правило, и получает за это точно так же, как Иисус получал за то, что тягался со всякими мытарями и блудницами. Даже если тебя призвал к тому Бог, ты не можешь выйти за правила, принятые в церкви, хотя эти правила – высосанные из пальца. Посмотрите, как кидаются на общающихся не с язычниками, а просто с христианами из других церквей большинство АСД – ведь они ненавистники экуменизма, так нельзя, пророк не велел! Посмотрите, как уничтожают пасторов, проповедующих не о законе, а о Христе, ведь в нашей традиции спасаются благодатью и законом. Или попробуйте хоть раз упомянуть, что «Евангелия здоровья»© в Библии нет, там вообще призывают против несущих иное Евангелие.
В этом отрывке традиции церкви были побеждены здравым смыслом, община еще была адекватной и слышащей голос Бога, хотя чуть позже традиционализм победит, и Павел уже не спасется так, как здесь Петр. В нашем случае тоже мало надежды, но все же традиционалисты должны услышать, что нарушители правил слышат Бога, и это нужно принять и позволить им делать то, что они делают, убрав свой контроль.
Практика: Я стараюсь контролировать поведение других в церкви? Зачем? Они без меня не смогут услышать Бога? Мне нравится, когда контролируют меня? Почему? Моя община слушает Бога или живет правилами? В ней ропщут на таких «Петров»?
Вывод. Чтобы в наших общинах не возникало нездоровых конфликтов, нужно:
— перестать заискивать перед авторитетами, общаясь, несмотря на них;
— честно относиться ко всем, понимая, что все люди ценны и достойны;
— не ссориться с людьми из-за обрядов и правил, которые мы себе напридумали.
не вижу ничего плохого в том.что отец, в прошлом двоечник, требует или желает в сыне видеть отличника. Его опыт приводит к определенным выводам: учиться хорошо , важно для будущей твоей жизни. аналогичный пример про маму с улицы и дочь балерину. Надо радоваться, что они стали родителями,желающими лучшего в жизни своих детейй, с учетом собственных ошибок прошлой жизни..