9 урок от ПА: ВЕДОМЫЕ СВЯТЫМ ДУХОМ (Второе…)
9 урок т ПА: ВЕДОМЫЕ СВЯТЫМ ДУХОМ (Второе…)
В уроке по 16-18 главам книги мы посмотрим на пример того, как полноценно христианин может жить под влиянием Святого Духа.
Проблемы проведения урока:
В комментариях, которыми автор урочника наполняет умы доверяющих ему, а не Библии, как всегда, преизбилуют конфессиональные взгляды. Никто не собирается даже попробовать понять, что говорит книга Деяний – ведь нам нужно пропихнуть в умы слушателей важные нам доктрины. Обратите внимание, например, на то, как в подтеме понедельника Павел «использует субботу для личного поклонения Богу». Откуда взят такой вывод и для чего об этом пишут нам? Конечно же, чтобы мы случайно не стали поклоняться в воскресенье, что будет просто ужасно. А дальше в истории тюремного стража кем только его не называет автор – и прозелитом, и Иудеем, и парнем, который все свободное от работы время сидел и слушал проповеди Павла (скорее всего, в интернете). Зачем автор так изгаляется? Чтобы доказать, что веры для спасения недостаточно, человеку нужно верить в доктрины (естественно, именно адвентистские), чтобы оказаться с Иисусом на небе. Именно поэтому тюремный страж и выслушивал в фантазиях автора доктрины о следственном суде, непрогрешимом авторе свидетельств для церкви, вреде алкоголя и нечистой пищи, а потом, случайно встретив проповедника в собственной тюрьме, крестился. Вот чему учат нас урочники, и вот почему современный адвентист просто напросто не умеет читать само Слово – его ум забит чужими фантазиями. Похоже, об этом говорил Павел, когда сказал, что в последнее время люди будут верить басням, а не Писанию. Сегодня это точно исполняется в масштабах нашей деноминации.
Для того, чтобы удачно провести урок по этим главам, нужно выделить из многочисленных событий в разных городах только одно. Готовясь к уроку, мы выписали все отрывки и попытались найти главную мысль этих отрывков (то, в чем они могут быть полезны современному человеку). А затем, без сожаления отвергнув лишнее, оставили только три отрывка, раскрывающие нашу тему.
Главный вопрос: Как позволить Святому Духу управлять нашей жизнью? Что можно сделать для того, чтобы яснее чувствовать Его влияние?
Ломка льда: Когда в последний раз вы запланировали что-нибудь, а у вас не получилось это выполнить? Что это было и что вы при этом чувствовали?
- Дух и наши планы. Текст Деяния 16:6-10 (с. 151 НЗ)
Первая история показывает на интереснейшее событие, случившееся во время путешествия верующих. После того, как они пошли по запланированному им маршруту, оказалось, что Бог не пускает их сперва в Асию, а затем, когда они развернулись в другое место, Вифинию, оказалось, что Он не пускает их и туда тоже. А потом обнаруживается, что Он решил с помощью видения отправить их в Грецию.
Это описание ввергает современных верующих в шок, потому что мы сегодня живем не под ведением нашей жизни Духом. Мы живем по правилам. То есть, если мы знаем, что проповедовать хорошо, то это значит, что проповедовать нужно и в Асии, и в Вифинии, и везде. Без разницы, будут нас там слушать и хотят ли там люди, чтобы мы прочесывали их подъезды, забрасывали их ящики газетенками и закупленными у пророка (точнее, его потомков) «осенними листьями». У нас нет понятия об участии Бога в том, чтобы Он направил нас к людям, которые просят: «приди и помоги нам». Поэтому современное благовестие настолько неэффективно и бесполезно.
Но проповедь — это частный пример, за которым стоит гораздо более серьезный принцип. Иногда Бог хочет отменить планы даже самых лучших верующих, потому что у Него есть свои планы. Человеку стоит научиться слушать Его – ведь Он разговаривает с нами гораздо чаще, чем мы думаем и чем нам хочется. Наверное, не напрасно здесь не указан способ, которым Бог остановил Павла – потому что у разных людей эти способы разные, и Он не хотел бы, чтобы мы сделали из них доктрину. Возможно, это было отсутствие транспорта, или внутренний голос, или даже какая-нибудь ослица, горящий куст или пламенный меч, у каждого это свое. Но главное здесь – нам нужно жить не по правилам, а слушая Его Голос. (Кстати, об этом Павел будет говорить даже язычникам — афинянам в 17:27).
Главная причина отказа слушать Бога – это как раз крушение наших планов, это кажется нам вмешательством в неприкосновенное и обычно сопровождается ужаснейшим настроением и ощущением несчастья. За этим стоит целый пласт отношений с Богом, в котором Бог – совсем не тот, кто может управлять нами, Он лишь «благословлятель наших планов», и мы не дадим ему роль хоть на капельку большую. И мы, и церкви, и целые конфессии решают – а Он на побегушках.
Практика: Как обычно Бог «благословляет» мой путь? Что Он использует для того, чтобы остановить меня? Мне легче жить по одним правилам на всю жизнь, или же каждый раз спрашивать у Бога, чего Он хотел бы?
- Открытость. Текст Деяния 16:22-34 (с. 151 НЗ)
Вторая история повествует о несколько другом образе жизни, который проглядывается за поступками наших героев. Человек, которого раздели и опозорили (22), долго побили палкой (22-23), и посадили в темницу 1го века (даже без тех «удобств», что мы видим в фильмах о тюрьмах) (23) в колоде (24), — будет думать только о себе. О позоре, боли, мести, том, как ему плохо, как все это прекратить и что он сделает с плохими. Весь его мир сосредоточен только на себе, а не на Духе и не на том, что Бог делает вокруг. Нам отлично знакомо такое состояние, когда нас предали, не заметили, не поздоровались, у нас депрессия и тп. В этот момент никто даже не смеет нас беспокоить, мы лежим лицом к стенке, как Езекия с диагнозом или Ахав с несостоявшейся покупкой.
А прочитанное переворачивает наше представление о том, какой может быть жизнь, наполненная Святым Духом. Здесь верующие живут по-другому, они думают не о своей репутации, не горюют о том, что с ними сделали и не строят планы побега даже тогда, когда они были способны это сделать. Они что-то поют для узников (25), не дают стражу совершить самоубийство (28) и потом заражают этого стража своим добрым отношением (когда он забирает их домой и выхаживает 33-34). Это очень напоминает действия Иисуса, когда в самый тяжелый момент (кстати, здесь у Павла и Силы тоже был не лучший период жизни) Он обращает внимание на вылечивание уха Малха, добрые слова для плачущих женщин, обеспечивает будущее Марии, просит прощения для прибивающих и дает разбойнику спасение. Так живет человек, открытый к происходящему вокруг него. Это создает в нём Святой Дух, и такой верующий очень чутко реагирует на все, происходящее вокруг него.
Получается, что мы сознательно «сужаем» мир вокруг себя, чтобы не действовать в нем – уходим от лежащей на обочине жертвы разбойников, закрываем уши от расширяющего наш мир, и говорим бедному брату – грейся ты и питайся где-нибудь подальше от меня. А Бог всеми силами пытается сделать наш мир таким, какой он у Него. Сделать нас открытыми к тому большому миру, где живет и действует Он. И в котором мы способны жить с Ним в любом нашем состоянии.
Практика: Когда в последний раз я «жалел себя» и ограничивал свой мир? Что было причиной – предательство, обида, ущерб? Это дает безопасность? Что я могу сделать, чтобы на этой неделе позволить Богу расширить мою открытость?
- Бог там, где, кажется, Его нет. Текст Деяния 17:16-28 (с. 153 НЗ)
Последний отрывок тоже напрямую касается нашей темы – в ней мы видим Павла в совершенно ненормальном для себя состоянии. Если в тюрьме после побоев он поет и чуть ли не пляшет (25), то здесь, в Афинах, где его никто не трогает и не может тронуть или устроить гонения, он впервые в ужасном настроении. Он переполнен ужасными эмоциями и кипит от негодования (16 – новый перевод) из-за мерзкого представления о Боге, которое было у окружающих его людей. Кстати, именно вот это гадостное чувство внутри себя, после которого мы готовы крушить и рвать оппонентов, мы и считаем «наполнением Духом», и после того, как мы выльем на вызвавших в нас отвращение гнев, мы считаем, что «постояли за Бога».
Но на самом деле Дух действует позже. Когда Павел успокаивается и вновь возвращается к влиянию Бога, Дух побуждает язычников пригласить его на встречу с ними в ареопаг. И здесь мы видим другого Павла, который уже видит Бога даже среди вот этих мерзких для него идолов и среди чуждой культуры. Он говорит о том, что язычники ищут истинного Бога (23) и приводит цитаты совсем не из Библии, а из гимна Зевсу (28) – и среди всего этого, оказывается, есть Его присутствие. Это огромная победа Бога в том смысле, что он обнаружил Себя для Павла там, где, казалось бы, Его и быть не может. В том месте, откуда христианам хочется убежать, проклясть его и наложить табу. Что-то похожее происходит с верующими времен Иисуса, когда они в шоке от Его общения с язычниками, сидения на пирах и тп.
За этим стоит огромная проблема мирского и Божественного, которая и сегодня так же остра в христианстве, как всегда. У нас есть места, где мы отгородили загончик для выпасания Бога: церковь, урочник, одобренные сверху книжки и газетки, санатории и офисы солнцеподобных братьев. И есть остальное – страшное и мирское: чужие отступившие церкви, сатанинские книжки, не та одежда, украшения, плохие компании и тп. Это подход, который ограничивает и Бога от влияния на людей, и нас от того, чтобы любить других детей нашего Небесного Отца.
Практика: Когда я гневаюсь, я считаю, что Бог на моей стороне? Какие места для меня мирские, и какие — Божьи? Есть ли мирские и Божьи занятия? Развлечения? Люди? Может ли Бог оказаться там, где я не жду Его встретить? Как его там увидеть?
Вывод. Чтобы мы позволили Святому Духу вести нашу жизнь, нужно:
— не бояться расставаться со своими планами и передать контроль над жизнью Ему;
— не замыкаться в мирке, который создает нам иллюзию безопасности;
— позволить Богу открыть Себя в тех сферах, где мы не ожидали Его встретить.
Огромное спасибо за столь многогранный и скурпулезный подход к уроку.Весьма поучительно. Здорово — молодцы!!!…