4 урок от ПА: ЦЕРКОВНЫЕ КОНФЛИКТЫ (Первые…)
4 урок от ПА: ЦЕРКОВНЫЕ КОНФЛИКТЫ (Первые…)
Из очередных трех глав Деяний мы возьмем для изучения историю Стефана, повествующую о конфликте, характерном для любого религиозного сообщества.
Проблемы проведения урока:
В предложенных трех главах книги достаточно много тем, объединенных избранием первых дьяконов – главными действующими лицами во всех отрывках будут именно они. К сожалению, авторы урочника переворачивают все с ног на голову, называя этих людей руководителями церкви. Они были служителями, дьяконами, теми, кто помогает людям, работает на передовой, подчиняясь Духу, а никакими не руководителями. Руководил церковью в то время Дух. Нигде не говорится, что они взяли на себя какую-то роль в управлении церковью, кроме раздавания еды всем вдовам, чтобы никого не пропустить. Церковью руководил Бог, а все служили там, где Он скажет. Это кардинальным образом отличается от современной церкви, где ее «руководители» ездят в бронированных лимузинах с телохранителями, а все с восторгом смотрят им в рот. Не стоит вписывать в Библию то, чего там и близко нет. В современной церкви нет такого руководства Духом (и даже механизма для этого), как было в книгах Деяний, все это заменено, действительно, на «современных «руководителей», взявших на себя эту роль Духа. Попробуйте выбрать хоть кого-то, помолившись, жребием, как в Деяниях 1, и вы увидите, что этого вам сделать не дадут – потому что тут слишком сильно может проявиться Бог, а это недопустимо!
Большую часть историй в этих трех главах по объему занимает серьезный конфликт между людьми, как раз считавшими себя «руководителями церкви» (кстати, это урок всем нам о том, к чему приводит учение о том, что в церкви есть руководители – что оно делает с церковью) и дьяконом Стефаном. Мы не будем касаться других отрывков, потому что это только рассеет внимание слушателей. Лучше мы основательно рассмотрим проблему конфликтов между людьми, которые следуют традициям и людьми, которые слушают голос Святого Духа. Так мы коснемся проблемы, которая очень актуальна для любой общины.
Главный вопрос: Почему между людьми, любящими традиции и между людьми, слушающими Бога, возникают конфликты? Как сделать, чтобы такого не случалось?
Ломка льда: Люди делятся на оптимистов и пессимистов, консерваторов и либералов. Кем ощущаете себя вы? К кому должен быть ближе христианин?
- Люди, слушающие Духа. Текст Деяния 6:3-10 (с. 136 НЗ)
В уроке мы рассматриваем три стороны конфликта, на который обречена любая наша община и вообще религиозное сообщество. «Отрицательную» сторону и роль Бога мы оставим на следующие подпункты урока, а в наших отрывках мы читаем о стороне «положительной» — в данном случае, дьяконе по имени Стефан.
Эти люди отличаются главным качеством верующего – они внимательны к тому, чего от них хочет Бог. В тексте мы читаем о том, что окружающие чувствуют это водительство (3), такие люди не брезгуют служить другим своими силами (3) и способны на то, чтобы Бог делал через них необыкновенное (8). Не стоит думать, что это отличие лишь некоторых первых христиан, любой человек сегодня, подчиняясь Живущему в нём, способен на то же самое. По крайней мере, Деяния рисуют картину, что это не удел церковных высоких должностей. Христианин Анания пророчествует Павлу и исцеляет его; Корнилий разговаривает с ангелами, Варнава открывает дорогу в церковь для бывших язычников.
Но вот как раз эта способность слышать Бога и знать, что Он хочет сделать сейчас и вызывает конфликт со стороны людей, желающих сохранить свою идентичность. То есть, не делать ничего нового. В современной церкви слышащих голос Божий тоже обвиняют в «разрушении основ нашей церкви», то есть, в разрушении традиций. Но здесь как раз срабатывает принцип, о котором апостолы сказали на суде чуть раньше: кого слушать – Бога или человеков? Не слушая Бога, и сохраняя статус-кво, апостолы должны были бы молчать об Иисусе – такого требовали от них «руководители церкви», Петр и Варнава не должны бы идти к язычникам, и все замкнулось бы на секточке внутри иудаизма, а Иисус должен был просто сидеть дома и слушать фарисейские бредни, кивая им, вместо демонстрации истинного Бога.
Дух всегда зовет к новому, и проблема людей, Его слушающих, в том, что это не будет нравиться окружающим. Главная беда здесь только в одном. Сегодня случается так, что человек путает влияние Духа и собственные взгляды. Он смотрит ролик в ютюбе про то, что Св. Духа нет (или что рак надо лечить содой, или что церковь – корпорация) – и самозабвенно орет на собрании об этом, никого не слушая и возомнив себя пророком. Это проблема людей, выдающих свой взгляд за голос Духа.
Практика: Я слушаюсь побуждений, которые в меня вкладывает Бог? Я когда-нибудь понимал, что Бог хочет совершенно другое, чем то, что решили делать христиане? Что я тогда сделал? Я никогда не выдавал свои желания за волю Бога?
- Люди, следующие традициям. Текст Деяния 6:11-15-31 (с. 137 НЗ)
В продолжении истории Стефана мы видим, что вторую категорию представляют активисты из иноязычных синагог, священники, судьи, энтузиасты типа Саула и просто сочувствующие из народа. Прежде всего, таких людей гораздо больше, потому что этот путь гораздо проще. Здесь не нужно напрягаться, быть внимательным, искать Бога – для них Бог уже найден, он в том, чтобы петь из замшелых сборников и ни в коем случае не менять ничего из написанного в урочниках, вот, в принципе, и все. Такие люди, не слышащие Бога и не понимающие того, что Бог всегда ждет перемен к лучшему, главным в жизни считают консервирование того, как было в церкви вчера, позавчера и в 1844 году. В данном случае они чувствуют угрозу храмовым богослужениям их конфессии и угрозу правилам, т.е. закону (13). Точно то же самое происходит и сегодня. Главное – сохранить имеющееся, а не услышать, куда зовет Бог. Если говорить о нашей церковной субкультуре, то идеал – почитать веру пионеров и особенно пионерок (порой безумную, типа превосходства белых над неграми и мужчин над женщинами), сохранить даже изжившие себя доктрины церкви, убирающие из жизни живого Христа или провозглашающие безгрешность без Бога, ну и поубирать из общин всех, допускающих хоть какие-то разномыслия. Из за этого и возникает конфликт в общине, ведь все Иудеи (адвентисты) должны быть одинаковыми, шаг вправо или влево недопустим.
Другая особенность, обрисованная в отрывке, заключается в принципе достижения цели любыми средствами. Здесь запросто используют ложь, подставных людей (11, 13), манипуляции с собраниями (12) и даже физическую силу и убийство (7:58,60). Вы невооруженным взглядом можете увидеть, что в движении «возврата к идентичности» и «сохранения наших традиций и доктрин» Бога нет и в помине, главный там не Бог, а мой образ жизни. То, как я жил всегда – это мой Бог, и ради него я готов на все. Почитайте нашумевшую историю с увольнениями пасторов в Ростове и вы увидите, что со времен Стефана ничего не изменилось. Разве что, к счастью, убивать «руководителям церкви» сейчас не дает государство, и поэтому гонения не переходят в физическую плоскость.
Главная же проблема людей (и лекарство) будет обрисовано в третьем отрывке. Они затыкают уши (7:57) от голоса Бога к ним. То есть, они его слышат, но сопротивляются, отказываются от его присутствия в жизни. Но об этом – в следующем подпункте.
Практика: Я считаю, что сейчас верю так, как хочет Бог, или в будущем возможны перемены? Как Богу добиться, чтобы я на них пошел? Если мне надо будет солгать, чтобы прорекламировать свои убеждения, я это сделаю? Или уже много раз делал?
- Третья сторона — Бог. Текст Деяния 7:54-8:4 (с. 139 НЗ)
Главный вопрос, который возникает у любого верующего, наблюдающего за конфликтом здесь в Деяниях, или за современными историями, когда любители обрядов уничтожают и зачищают общины от людей, слышащих Бога – почему Он такое позволяет? Ведь Он мог бы кого-то убрать, чье-то влияние ослабить, но, кроме некоторых редких исключений, все в общинах и конфессиях очень пессимистично. Прочитанная нами история показывает, по крайней мере, три важных вещи, свидетельствующие о том, что Бог здесь не наблюдает со стороны безучастно.
Во-первых, Стефан не остается один на один с трагедией. Мы видим ощутимое и видимое присутствие Иисуса (кстати, Он же должен был к этому времени быть полностью занят в небесном святилище, никому не являясь больше на земле, включая Савла через несколько лет и Иоанна на Патмосе???) Происходит то, о чем мы говорили на прошлом уроке: Бог не убирает плохое из жизни, Он рядом с человеком, чтобы все это переносить. Бог своих не бросает, он их поддерживает.
Во-вторых, мы видим влияние Бога на совесть людей, даже участвующих в казни. Они все отлично слышали и понимали, не просто так они затыкали уши (57), и не просто так суперактивность Савла Иисус назовет «трудным путем против рожна». На самом деле в сердцах людей что-то происходило, как когда то озверевшая толпа, распявшая Иисуса, била себя в грудь, возвращаясь домой – эта история многократно усилила голос совести внутри всех участвующих. Такое происходит и в современных любителях традиций, лишь бы они еще не сожгли свою совесть до конца.
И, в-третьих, Бог использовал произошедшую в Иерусалиме агрессию против христиан для того, чтобы Евангелие стало доступно для остального мира, в 8:4 говорится о том, что ушедшие в поисках лучшей жизни рассказывали о живом Боге другим – в том числе и самарянам, а позже – и обратившимся из язычников, а затем – самим язычникам. Бог является мастером по тому, как превращать испорченное и ужасное в самое прекрасное, что только можно себе представить.
Практика: Когда в последний раз я думал, что Бог не делает того, где должен бы вмешаться? Что это было? Я на самом деле готов довериться Ему, даже когда Он не спасает, или только говорю об этом? О каком Его невмешательстве я нервничаю сегодня?
Вывод. Для того, чтобы в наших общинах не происходило похожих конфликтов, надо:
— всем искать влияния Духа, понимая, что Он ждет от нас перемен, а не застоя;
— не считать сложившееся на сегодня положение истиной, которую надо защищать;
— довериться Богу в любой ситуации, зная, что Он обернет ее наилучшим образом.
Не слышал такого. Можно источник? — «типа превосходства белых над неграми и мужчин над женщинами»
Хотя бы вот это: http://adventism.pro/church/chernoe-i-beloe/