2 урок от ПА: ВЕРА ПОД ДАВЛЕНИЕМ (даниил и…)

2 урок от ПА: ВЕРА ПОД ДАВЛЕНИЕМ (даниил и…)


2 урок от ПА: ВЕРА ПОД ДАВЛЕНИЕМ (даниил и…)

Второй урок покажет нам главные принципы того, как сохранить веру в Бога при неблагоприятных обстоятельствах, когда все окружающие — не на твоей стороне.

Проблемы проведения урока:

Самая главная трудность этого урока – неверная предпосылка, описанная в названии. Даниил связан с последним временем не своей жизнью в Вавилонском плену, а пророчествами. Автор же пытается сказать, что здесь нас учат подготовке ко «времени скорби» (подтема пятницы). Так решила не Библия, так придумал автор. В истории жизни Даниила и его друзей, естественно, нет ни слова о последнем времени. В принципе, с таким же успехом можно было бы выпустить уроки «Руфь и последнее время», «Давид и последнее время», «Соломон и последнее время», и «что угодно и последнее время». Это как раз тот случай, когда Бог говорит Даниилу в пророчествах, что последнее время не связано с его жизнью, ну а нам Библия не указ. Даже цитата «пророчицы последнего времени» из пятницы тоже связывает Даниила с последним временем лишь его пророчествами, а не первыми шестью главами книги. Но кто будет об этом задумываться? Честно было бы взять и сказать, что урок будет о жизни пленников или придумать что-то другое, но никого не вводить в заблуждение.

Другая трудность, если мы говорим о чертах характера людей, которые должны пережить последнее время (непонятно, на каком основании мы так решили, но все же), — то урок должен перечислять эти качества. Он это и делает ровно два дня – верность, смирение , потом качества кончаются и начинается совершенно другое, а потом снова верность. Это называется нелогичностью, и такое построение уроков приносит прямой вред мозгу тех слушателей, которые вам доверились. Если на вашей работе вы будете подавать бухгалтерский отчет за январь, февраль, потом подадите программу передач на неделю, библиотечный каталог, и снова отчет за февраль – вашу организацию оштрафуют, а вас выгонят с работы. Но в церкви прокатит все, тут нелогичность и неподготовленность даже приветствуется.

Главный вопрос: Каким принципам нужно следовать, чтобы вера сохранилась даже в сложных условиях? Что из сделанного Даниилом является самым сложным для вас?

Ломка льда: Есть ли у вас в жизни хоть одна история, когда ваш враг стал вам другом? Кто это был? Как вам удалось этого добиться? Если нет – почему случилось так?

  1. Компромисс. Текст Даниил 1:8-16 (с. 861 ВЗ)

Хотя традиционно на книге Даниила нас учат бескомпромиссности (см. подтему воскресенья), эта глава Библии учит нас совершенно противоположному. Юноши, попавшие в число евнухов царя, и решившие не полностью встраиваться в чужую культуру, делают это интересным способом, совершенно не похожим на наше обычное поведение. Молодые люди предлагают начальнику очень выигрышную комбинацию, которая в современной бизнес литературе называется вин-вин, то есть, выигрыш для одной стороны, и выигрыш для другой стороны. Начальник получает никогда не окажущийся лишним паек царской еды на несколько человек, юноши получают свою религиозную диету. Все довольны, всем хорошо. Что это, как не компромисс, против которого нас так жестко настраивает урочник? Начальник получил более толстых и умных евнухов + лишнюю еду, а они – свои принципы.

Что касается нас, в большинстве случаев адвентисты «отстаивают веру» весьма жестким и разрывающим все отношения способом, именно отказываясь от компромиссов с людьми, и ставя им ультиматумы. Это связано иногда с основными доктринами субботы и свинины, но чаще всего дело касается  множества выдуманных мелочей, типа чая, кофе, желатина, молока с сахаром, сыроедения и прочего. Мало того, что чаще всего все это не делает человека здоровее, вопреки заявлениям, и точно не делает добрее, а, наоборот, нетерпимее к непохожим, но есть и другое. Мы не идем на компромисс, а рвем отношения, идем на обострения, выставляем ультиматумы – хоть в семье, хоть в сообществе. Никто не думает, чтобы тем, от кого мы зависим, тоже была польза и они получили какое-то благо от нашей религии, о них никто даже не думает – они просто обязаны выдать нам то, что мы желаем! Ну а если они откажутся ответить на наш ультиматум, в ход идут даже вспоминания случаев «о ректоре, который заболел и умер, когда не разрешил мне пропускать учебу в субботу». В этом очень ярко видна разница между человеком компромиссным, пытающимся договориться с окружающими и принести макисмум удобств им, и человеком бескомпромиссным, превращающим свои особенности в настоящее бремя для всех окружающих, и иногда пытающимся даже доминировать над остальными своими особенностями. В этом смысле 1 глава Даниила является примером того, в чем Бог дает благоволение – в развитии отношений.

Практика: Я обычно иду на компромисс или выставляю ультиматум? Как бы я поступил на месте юношей? Что является для меня жизненно важными вопросами, а от чего я могу позволить отказаться? Я думаю о благе другим от моей веры?

  1. Любовь. Текст Даниил 4:21-25 (с. 867 ВЗ)

Следующий отрывок удачно продлжает тему взаимоотношений Даниила с теми неверующими, в чьей среде он оказался. В отличие от распространенного в нашей среде пренебрежения такими людьми, вызванного полнотой наших знаний, избранностью и неоскверненностью, вы не найдете в героях этой книги и капельки такой надменности. Никто здесь не назовет неверующего свиноедом, отступником или топливом для вечного пламени. Никто не подумает, что с ними нельзя общаться, потому что они перетянут тебя на свою сторону своими гадательными книжками и философией, или осквернят общением. Никто и не помыслит им зла и проклятий.

В наших текстах очень скупо описывается человеческое отношение Даниила к тому, из-за кого он, собственно, оказался в плену, без семьи и родного дома. Рассказав о том, что должно произойти, наш герой дает царю совет, как избежать сумасшествия и продолжить жить нормально. Кстати, такие близкие и доброжелательные отношения у него развиваются и с царем Мидо-Персии в 6 главе. Если у Даниила есть возможность толком общаться с кем-то (этого боялся только Валтасар), то он обязательно входит в необыкновенно близкую дружбу с человеком, из-за своей открытости и доброжелательности. Это чрезвычайно похоже на то, как заключенный в тюрьму Иосиф спасает от голода Египет и половину Ближнего Востока, или попавшая в рабство девочка хочет, чтобы Нееман не болел.

Примерами со знаком минус тут будут более похожие на нас Авраам с его вредом для египтян и герарской страны или Иона со своим вредом мореплавателям и прочим язычникам. То есть, есть две главные предпосылки, влияющие на наше плохое отношение к окружающим. Во-первых, это предубеждения против них (Авраам и его мнение об ужасных жителях земли той, которые на самом деле будут поморальнее его). Во-вторых, чувство собственного превосходства (Иона и его мысль о том, что Ниневитяне и прочие даже жить не достойны). Мы легко можем найти, на кого мы больше похожи, если перестанем врать себе или если внимательно прочитаем наши вероучительные книги – проповедуют ли они дружбу и доброжелательность или стараются насадить ненависть к кому-то.

Практика: Кто входит в круг людей, к кому я отношусь доброжелательно? На кого у меня не хватает сил? Я лучше неверующих? Я хотел бы им добра (или лишь  обращения в АСД?) Моя община учит доброжелательности или подозрительности?

  1. Нелицемерность. Текст Даниил 6:3-5 (с. 869 ВЗ)

Заключительный текст показывает важнейший для жизни в недоброжелательной обстановке принцип. Насколько мы можем понять, отношения Даниила с Богом были очень искренними. Он действительно делал то, во что верил, и даже желая его подловить, враги обнаружили, что его нельзя обвинить в коррупции, взятках, политиканстве, воровстве, заговорах и вообще в чем-то нехорошем. Это принцип соответствия твоих слов о Боге твоим делам, нелицемерности твоего христианства. Поэтому единственное, за что враги могут зацепиться – это какие-то внешние проявления веры, которые можно поставить вне закона.

Здесь есть две важные вещи, которые будут полезны нам. Прежде всего,  обычно нас гонят не за веру и не за Христа, в отличие от Даниила – нас гонят за наши залёты. Мы скандалили в семье с супругом еще до того, как стали христианами – но теперь подаем все, как будто родственники с нами ругаются из-за церкви. Мы были из рук вон никудышними работниками или постоянно распускали сплетни в коллективе – и нас чаще всего ненавидят именно за это, а не за субботу или свинину. Мы ленивы и не сдаем сессию, а всем говорим, что исключены из ПТУ за субботу. В большинстве случаев мы достаточно плохие люди (к сожалению), цепляющиеся к внешнему виду окружающих или заставляющие всех быть похожими на нас в рационе или еще чем то – поэтому у нас беды, мы страдаем не за Христа, а за свои плохие качества.

И еще одно: неверующие очень тонко, острее нас, чувствуют неискренность. Поэтому на любое высказывание патриарха о скромности все просто переведут взгляд на его машину или руку с часами. В ответ на наше заявление «мы живем только по Библии» все смотрят на наши девяти и пяти томники. Ну а когда мы лично проповедуем мужьям и коллегам, что надо соблюдать закон, они отлично видят, как мы кого-то не прощали, гнобили, выезжали за счет другого и тд и тп. То, что мы умело замаскировали даже от себя самих – очень хорошо видно со стороны, и поэтому нам надо действительно заниматься не прятками и лицемерием, а раскаянием в своих грехах. Иисус хочет сделать из нас новых людей, а не замаскированных старых.

Практика: Я выдаю реакцию на мое плохое поведение за гонения на мое христианство? Где люди могут обнаружить неискренность моей веры? Почему я стараюсь спрятать свои недостатки, а не избавляться от них?

Вывод.  Чтобы наша вера смогла выдержать самые сложные условия, нам нужно:

— идти на сотрудничество с окружающими, чтобы наша вера приносила им пользу;

— разрешить Богу дать нам любовь  и доброжелательность к враждебным нам людям;

не выглядеть христианами перед неверующими, а искренне быть ими.

1 комментарий

Добавьте свой

+ Оставить комментарий

Войти с помощью: