ВОИСТИНУ ВОСКРЕС?
#константинеску #пасха #воскресение_Иисуса #фундаментализм #модернизм #суть_воскресения
ВОИСТИНУ ВОСКРЕС?
Традиционное приветствие на Пасху: «Христос воскрес!» В ответ говорят: «Воистину воскрес!»
Евангельское христианство в начале 20-го века разделилось на два лагеря: модернисты и фундаменталисты. Модернисты включили в свое учение современные течения, фундаменталисты модернизм отвергли. У фундаменталистов среди прочих учений есть два основных пункта. Первый — непогрешимость Писания, и второй — буквальное рождение от девы и буквальное воскресение Иисуса. Модернисты не принимают непогрешимость Писаний, но не отрицают историческое воскресение Иисуса, хотя и позволяют себе в нем сомневаться, потому что модернизм подразумевает сомнение, здоровый скептицизм, в то время как фундаментализм не сомневается, ему не позволено сомневаться.
Интересно, что когда фундаментализм начал войну против модернизма, он косвенно начал войну против корней христианства. Модернизм появился как результат христианства. Дело в том, что такие понятия, как право на индивидуальную автономию, право на самоопределение, право сомневаться, верховенство разума, определяющие модернизм, развились в христианской культуре. Фундаменталисты, отрицая эти взгляды модернистов, тем самым отрицают корни христианства.
Многие модернисты, говоря: «Христос воскрес», возможно, сомневаются в физическом воскресении из мертвых. Но все же, будучи христианами, они принимают тот факт, что воскресение Христа как идея, представляет собой силу, которая изменила мир. Христос представил учение, которое вкратце может быть представлено Нагорной проповедью. Популярная точка зрения Макиавелли утверждает, что это учение — рецепт, который тебя приведет к личной катастрофе, доказывая это финалом жизни Иисуса.
В первую очередь воскресение несет в себе победу жизни, которая не ищет конфронтации и конфликтов, а ищет мир. Жизнь, которая культивирует качества, которыми обладал Иисус: любовь, кротость, честность, заинтересованность, служение ближним, — не является проигрышной, потому что в конце концов одерживает победу. С исторической точки зрения те движения, которые основываются на этих идеях, побеждают.
Во вторых, воскресший Иисус дал начало новому человечеству: больше не существует иудея и грека, римлянина и варвара, нет больше мужчины и женщины, как говорит Павел, а есть новый человек во Христе. Другими словами, человечество более не разделено по племенному или по половому признаку, напротив, все мы люди, и мы все обладаем достоинством.
Также модернизм подразумевает, что человек обладает определенными атрибутами, которые традиционно считаются принадлежащими только Богу. В Ветхом Завете концепции автономии, самоопределения, свободы, характеризуют Бога, а человек — это прах, и он должен подчиняться. Модернизм передает эти характеристики от Бога человеку, в христианстве это происходит посредством воплощения, а воскресение становится финальной победой воплощенного Бога над смертью. Хочу подчеркнуть тот факт, что даже если модернисты и сомневаются в буквальном воскресении, они являются христианами потому, что они принимают эти идеи, верят в них, и живут в соответствии с ними.
С другой стороны, вследствие того, что фундаментализм отделился от корней христианства, отвергая модернизм, косвенно фундаментализм пришел к тому что стал все сильнее отдаляться от этих идей. Таким образом, евангельский фундаментализм характеризуется эгоизмом и алчностью к деньгам, выраженной в Евангелии процветания.
Таким образом, мы сталкиваемся с ситуацией, когда те, кто принимают Библию и воскресение буквально, и говорят: «Воистину воскрес», фактически не верят в то, что Он воистину воскрес. Они сомневаются, что мы живем сейчас по Нагорной проповеди, сомневаются в праве на самоопределение человека, не верят в нового человека и способствуют разделению человечества по племенным признакам.
Как они дошли до этого? Евангельское движение второй половины 19-го века было довольно прогрессивным, потому что реставрационное движение, из которого оно произошло, отказалось от кальвинистской концепции о предопределении. Они верили, что человек может измениться. Поэтому они верили в то, что общество может измениться к лучшему, может прогрессировать. Поэтому евангелики были на передовой в борьбе против рабства, за социальные реформы, против насилия в семье, против алкоголизма, за реформу пенитенциарных учреждений, за смягчение межклассовых конфликтов. Протестантская этика включала моральный код для банкиров, начальников и бизнесменов, который запрещал беспощадно использовать нуждающихся, и, напротив, задумываться об интересах общества. В начале 20-го века, во времена Первой мировой войны, евангелики провели крестовый поход за демократию в Европе, они верили в политический секуляризм, отделение церкви от государства, ставя акцент на образовании, хороших книгах, цивилизованной жизни.
Первой ошибкой евангеликов стало понятие о безошибочности Библии, в отличие от мнения высшего критицизма. С 1800-х годов очень сильное развитие получили библейская археология, понимание культурной истории Ближнего Востока, лингвистика, филология, экзегеза библейского текста и другие дополнительные науки, позволяющие лучше понять Библию. Они дали людям понять, что Библия не продиктована Богом буквально. Да, она от Бога, но это — послание которое надо понимать в контексте культуры и времени, надо понимать, как думали люди в те времена. В это время были осмысленны проблемы ограниченности языка, и многие богословы поняли, что не существует языка, на котором Бог говорит людям, а есть язык, на котором люди говорят людям о том, как они понимают Бога. И у этого языка есть свои ограничения, в этих словах никогда нет абсолютной истины. Все это привело к модернизму в понимании Библии, которое подразумевает ее научную экзегезу и сохранение веры людей в контексте научной революции и тех изменений, которые произошли в мире. Человек с Библией в руках мог поддерживать диалог с современностью, потому что у него было более гибкое понимание Библии, может и более либеральное, но он принял превосходство разума.
В свою очередь фундаменталисты отвергли идею, что разум может быть выше Библии, они считали Библию очень понятной, и не видели ее внутренних противоречий, они отвергли обращение к разуму. Более того, они стали утверждать, что все стремительно развивающиеся в то время науки должны быть подчинены букве Библии.
Как же они перешли от прогрессивного отношения к окружающему миру к регрессивному и реакционному? По моему, началом этого пути является событие, произошедшее в 1925 году в городе Дейтон, штат Теннеси, а именно судебный процесс названый «Дело Штата Теннесси против Джона Томаса Скоупса», более известное как «Обезьяний процесс».
Если взять Нагорную проповедь и социальный дарвинизм, они прямо противоположны. Нагорная проповедь прямо противоречит выживанию сильнейшего. Интересно, что те, кто больше всего настаивают на том, что Иисус буквально воскрес, на самом деле не верят в победу Иисуса, принимая принципы Евангелия процветания. Тем самым они поклоняются дьяволу, провозглашая дьявольский принцип: «склонись передо мной, и я положу весь мир у твоих ног». С другой стороны, христиане-модернисты, которые верят в то, что дьявол — это всего лишь символ, не принимают этот дьявольский принцип.
Фундаменталисты отвергают еще один принцип, заложенный в воскресении Иисуса, они не верят в объединенное человечество, человечество, не разделенное на племена, религиозные секты, религиозные конфликты, общество, не разделенное на господ и рабов. Более того, они не верят в то, что природа человека может стать лучше, не верят в то, что общество способно прогрессировать, поэтому они против любого социального прогресса, считая что любые социальные изменения приведут ко злу и катастрофе. Они ждут, когда вернется Иисус и сожжет землю, а их заберет с собой на небеса, поэтому не стоит и пытаться сделать мир лучше. В этом явно прослеживается отношение, кардинально противоположное вести воскресения, — они не верят в то, что в человеке присутствует сила, стремящаяся к добру.
А те, кто сомневаются в фактическом воскресении Иисуса, верят в то, что Он был прав, что можно победить без того, чтобы поклоняться дьяволу, что мир может быть реформирован, что мир можно сделать лучше, что смиренные унаследуют землю, что плачущие будут утешены, что бедные блаженны, что посредством эгоизма, жадности и конфронтации проблемы не решатся, что надо относиться с состраданием к своему ближнему, другими словами, они верят в силу воскресения.
Таким образом, перед нами стоит разделенное христианство: одни верят в буквальное воскресение, но отвергают его силу, сущность и весть, другие сомневаются в его буквальности, но верят в силу воскресения, его послание и суть, заключающуюся в человеческой природе стремящейся к добру, отношению к самому себе, к ближнему, к природе. Те, кто отвергают модернизм — отвергают суть воскресения, а те, кто принимают модернизм, неявно, не принимая догму, фактически принимают воскресение Иисуса.
В заключении скажу: «Воистину воскрес!»
*https://ru.wikipedia.org/wiki/Обезьяний_процесс
Пастор Эдмонд Константинеску, https://youtu.be/juzmeXbYCl4
Перевод с румынского: Игорь Белый
+ Комментариев пока нет
Добавьте свой