11 урок от ПА: ЧТО ИИСУС ГОВОРИЛ О ДОЛГАХ (избегайте долгов)

11 урок от ПА: ЧТО ИИСУС ГОВОРИЛ О ДОЛГАХ (избегайте долгов)


11 урок о ресурсах: ЧТО ИИСУС ГОВОРИЛ О ДОЛГАХ (избегайте долгов)

В нашем уроке мы рассмотрим три высказывания Иисуса Христа, которые помогут нам увидеть, как к нашим долгам относится Бог, и чего Он ждет от нас.

Проблемы проведения урока:

Сложно сказать, с какой целью была выбрана именно эта тема, ведь наличие или отсутствие долгов практически не сказывается на духовной жизни человека. С первых страниц урока автор почему-то очерняет всех, кто дает в долг, считая их корыстолюбцами, ну а взявших в долг он называет «алчными до мирского», решившими получить «мгновенное удовольствие». Библейские «разборы» автора, приведшие к таким выводам – это обычное упоминание далекой от заявленной темы долгов истории о том, что один герой ветхого завета, живший за 2,5 тысячи лет до нас, случайно уронил взятый напрокат топор в речку. Из этого сделается вывод о «неправильном использовании взятых в долг средств». Спасибо автору, работнику дивизиона, получающему деньги от прихожан, за добрый совет составить бюджет и затянуть пояс потуже, живя по средствам. Это именно то, что нам было нужно из его уст.  И еще: на фоне ставших известными в последние недели событий вокруг инвестиций ГК в оружие подтема за четверг звучит несколько по-издевательски. Ну а слова «христианской писательницы», оставившей после себя огромные долги, о том, что для христиан долги должны быть страшнее проказы – это вопрос к совести людей, которые считают эту писательницу пророком последнего времени.

Мы в уроке пойдем несколько другим путем, постаравшись привести три самых известных высказывания о долгах самого Иисуса. Дело в том, что богословие долгов и выводы по этой теме сложно делать по отрывкам, взятым автором. Это либо благословения богатства – проклятия нищеты, относившиеся только к ВЗ (вы же в курсе, что Иисус, апостолы, и НЗ герои были бедны). Ну а делать выводы на основе притчей – хорошо, но в тех же притчах говорится, например, что нельзя лезть в чужую ссору – а в НЗ Иисус учит нас быть миротворцами. Поэтому мы сменили отрывки на евангельские, которые в урочнике почему то не встречаются, хотя это — слова Христа.

Главный вопрос: Должен ли христианин давать в долг и брать в долг? Как сделать, чтобы при этом отношения с другими не рушились, а улучшались?

Ломка льда: Вы можете перечислить тех людей, которые заняли у вас что-то и до сих пор не отдали? Почему это так сильно запоминается?

  1. Отношение к человеку, берущему в долг. Текст Матфей 5:39-45 (с. 5 НЗ)

Мы начинаем с первого и, возможно, самого известного высказывания о долгах, которое было сделано Спасителем. Для того, чтобы понять тему, стоит прочитать весь отрывок. При этом вы обнаруживаете, что перед словами о долге (т.42) перечислены: собирающийся сделать злое человек, бьющий по щекам (39), судящийся и забирающий последнее имущество (40), и заставляющий делать то, что вы не хотите (41). После нашего центрального текста говорится конкретно о враге и том, что христиане призваны становиться похожими на Отца и потихоньку начинать любить вот этих всех нехороших людей – наших недоброжелателей.

Мы понимаем насколько сложно выполнить это высказывание Иисуса и не берем на себя смелость, как авторы наших пособий раздавать советы, как это выполнить. Это вопрос личного роста, и хорошо, если в конце христианского пути мы хотя бы захотим кого-то из перечисленных полюбить. На такое решиться нелегко.

Мы берем другой принцип из этих текстов, повернув их не к человеку с деньгами, а к человеку, идущему взять в долг. Обратите внимание, какое отношение возможно к вам, если вы захотите получить у кого-то часть его имущества. Требуя, прося, занимая — вы запросто можете оказаться в числе того списка врагов, который был озвучен Иисусом выше. Особенно, если вы берете в долг с некоторой долей насилия или манипуляций, как это принято в наших церквях: «мы же семья, какой же ты брат/сестра, стань моим поручителем по кредиту, устрой меня к себе на работу, забудь о том, что я тебе должен, ведь Иисус велел прощать». Во всех этих и даже в более спокойных случаях вы можете быть внесены в список врагов, поэтому христианину нужно понимать важность имущества для человека, и быть осторожным, чтобы просьбой о заимствовании не стать человеку врагом.

Кроме личного применения, церкви тоже стоит сделать выводы из этого отрывка. Если продолжать манипуляции с выкачиванием денег, как в этом урочнике, и как делается с кафедр, то однажды терпение человека может лопнуть и для него станет врагом церковь и религия вообще! Она будет выглядеть как злодей, пришедший за деньгами – с начала ему, может быть, и не будут противиться, но потом станут избегать, примеров такого восприятия церкви как бизнеса – тысячи.

Практика: Что из этого списка советов Иисуса я выполняю, а что – нет? Почему я это не делаю? Я становился врагом кому-то из-за одолженных денег? Я могу с ним помириться? Моя община не выступает в роли агрессивного просителя?

  1. Масштабная оценка долгов. Текст Матфей 18:23-35 (с. 22 Н3)

Прочитанная история – самая известная притча, которая неразрывно связана с вопросом прощения, хотя говорит она, все же, о долгах. В ней мы встречаем сравнение, которое специально сделано гипертрофированным. Первый должник получил освобождение от астрономической суммы уровня Абрамовича или Баффета, второй человек был должен какую-то тысячу долларов (з\п примерно за 3 месяца).

И вот на это и нужно обратить внимание, на чем играет Иисус. Тысяча долларов – это огромнейшие деньги, на которые можно купить новую кухню, пожилые жигули или съездить в отпуск в Турцию, это большая сумма. И если человек не отдает тебе такие огромные деньги, ты можешь дойти до суда, разрыва, истязателей, шантажа и прочих вещей, о которых вы сами знаете. И это было бы вполне нормально, если бы не предыстория. Переведя бинокль с должника на общую картину, мы понимаем, что масштаб прощенного тебе – как планета перед песчинкой.

И это должно поменять наше отношение к любому ущербу, принесенному нам, в том числе и в финансовой сфере, конкретно – в неотданных долгах. Любой ущерб тебе следует оценивать в свете ущерба, прощенного тебе Богом. Видимо, именно такая масштабность помогала нагршившему и наубивавшему христиан в прошлом Павлу перенести неоднократные избиения, с которыми он встречается в путешествиях. Видящий небеса Стефан не замечает летящие камни. И понимание масштаба происходящего, осознание «большей картины» имеет Иисус, говоря на кресте, что причиняющие Ему боль и оскорбляющие «не ведают, что творят». А вот Каин, «опустивший лицо» и видящий только свою обидку, раздувает ее до неимоверных масштабов, ему невозможно уместиться с братом, хотя на всей огромной земле их почти двое. Та же история у плохого царя с виноградником Навуфея и у хорошего царя с чужой Вирсавией. По сути, применение принципа «большей картины» могло бы облегчить жизнь любому человеку, но в нужный момент мы даже усилием воли отказываемся от того, чтобы видеть дело в масштабе, нам надо сосредоточиться и вырвать у человека назад потерянную нами копеечку. По идее, Иисус предлагает нам сменить ценности с земных – на небесные на этом маленьком примере долга.

Практика: Когда мне причиняют ущерб, я усиленно думаю, что потерял и нагнетаю обстановку? Или я могу переключаться на взгляд со стороны? Как не забыть, что я тоже виновен и приношу ущерб? Кто был последний человек, которого я простил?

3.Долги должны бы улучшать отношения. Текст Лука 7:40-43 (с. 72 НЗ)

Последний отрывок тоже говорит о долгах и должниках, и в нем тоже приводится элемент сравнения. Но в этом высказывании Иисуса мы остановимся на другой грани, которую Он подчеркивал. Он говорит, что прощение долгов (а может быть, достойно такого же внимания и то, что тебе вообще отдали  хоть и на время что-то из личного имущества) – должно вызвать особенное чувство. Текст 42 говорит о том, что после такого тебе следовало бы полюбить, больше или меньше, но полюбить человека, который к тебе так отнесся.

Именно так делают герой из истории о неверном управителе, которые решаются пригласить человека, освободившего их от части гнета долга, жить у себя. Такой же мотив прослеживается у Руфи по отношению к ее благодетелю. Даже у закоренелых язычников типа фараона и египтян есть вот эта теплота, с которой они относится ко всему переехавшему семейству выручившего их от голода Иосифа. Это нормально – не считать окружающих автоматами по выдаче денег, или обязательной системой поддержки нас – пасторов (которую мы сами и выстроили), или богатенькими буратино, которые помогают тебе дотянуть до понедельника. Похоже, что нормальный христианин, вступающий в финансовые отношения, от них только выиграет. Даже взяв в долг, он станет лучше относиться, любить другого человека, между ними возникнет большая теплота, чем прежде.

Мы не читали контекст истории, но он о женщине с духами, которую мы разбирали на прошлых уроках. Она является самым лучшим примером такой неконтролируемой  отвязанной любви, на которую мы никогда не решаемся. К сожалению, мы больше похожи не на нее, а на хозяина дома, которого Иисус опишет после отрывка. Хотя Иисус что-то сделал для хозяина (может быть исцелил от проказы, раз в Иоанна Симон назван прокаженным, может быть просто впечатлил, не важно), — но важно то, что этот человек сознательно «контролирует» свое отношение, не давая Иисусу слишком многого. Это беда всех наших отношений с окружающими, касается тут дело денег или нет. Мы осознанно не даем им слишком много места в своем доме и в своем сердце.

Практика:  Меняется ли мое отношение к человеку, который сделал для меня что-то? Я способен снять ограничения со своей любви к людям? Почему я обычно этого не делаю? Они принесут мне вред? У меня плохой опыт? Как дать/взять в долг и не поссориться?

Вывод.  Чтобы вопрос долгов не принес христианину лишнего ущерба, стоит:

— осознавать, что берущий наше имущество обычно воспринимается как наш враг;

— попробовать переносить случающиеся лишения, думая о масштабе прощенного нам;

сознательно отказаться от равнодушия, и отвечать на любую помощь любовью.

Коммантариев: 2

Добавьте свой
  1. 1
    Иван

    «Ну а слова «христианской писательницы», оставившей после себя огромные долги» — можете подтвердить чем-то? Спасибо

+ Оставить комментарий

Войти с помощью: