ТАБУ В АДВЕНТИЗМЕ
#Константинеску #прогресс #табу #запрещенные_вопросы #нормы_адвентизма #адвентистская_мораль
ТАБУ В АДВЕНТИЗМЕ
На сегодняшний день обсуждать адвентистские табу — тоже является табу. Почему мы поднимаем эту тему? Потому что адвентистские табу мешают нашему моральному и этическому взрослению. И они мешают церкви стать тем, в чем она убеждена, — что у нее есть моральная и этическая весть людям. В реальности церковь похожа на примитивное племя, которая хоть и выглядит поборником морали, но ее мораль основывается на первобытных принципах. Мораль церкви основывается на принципах того, что можно делать, и чего нельзя.
Что такое табу? Обратимся к тому что говорит Павел в послании к Колосянам 2:20-23 «Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: «не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся», — что все истлевает от употребления, — по заповедям и учению человеческому? Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти».
Одно только это высказывание укладывает адвентистов наповал. Ведь то, что нас отличает от мира, и есть то, что мы «не прикасаемся», «не вкушаем», «не дотрагиваемся». То, что Павел называет архаичными представлениями этого мира (перевод Кулакова).
Дело в том, что мы не делаем того или иного не потому, что придерживаемся высоких моральных принципов, а потому, что у нас есть табу. Именно это, в свою очередь, и делает нас людьми с примитивной моралью.
Что же талое табу? Табу это архаичные представления этого мира, это примитивные принципы, на которых была основана цивилизация.
В табу есть и положительные стороны, руководствоваться такими принципами очень практично. Как писал Зигмунд Фрейд в своей книге «Тотемы и табу», табу стояли на начальном этапе цивилизации. Такие универсальные табу, как запрет на инцест, стояли у начала цивилизации. Также очень строго соблюдались табу, связанные с отношениями между племенами. За нарушение табу следовало очень строгое наказание, и не важно, будь это твои дети, жена, родители, — все племя собиралось и без сожаления убивало нарушителя.
В этом заключается проблема адвентизма. То, о чем Павел говорил в послании Колосянам, — это табу Ветхого Завета. Антропологи со временем открыли, что запреты из Ветхого завета на самом деле тоже являются табу, и содержат в себе элементы примитивного мышления. Павел их называет архаичными представлениями этого мира, по заповедям и учению человеческому.
Например, не есть свинину — полезно для здоровья, но для евреев свинья была табу, ты ее не ешь, к ней не прикасаешься, не пробуешь, в противном случае ты будешь нечист. И вообще все, что связанно с нечистотой в Библии — это табу, как и все остальные запреты в которых нет никакой логики. Кое какие из них имеют практическое значение. Археологами доказано, что в те времена была эпидемия проказы, поэтому определенные гигиенические меры вошли в человеческое мышление как табу. Несмотря на их практическую пользу, эти табу послужили тому, что в обществе царила примитивная мораль.
В адвентизме есть очень много хорошего: отказ от употребления алкоголя, вегетарианство, отказ от свинины, отказ от наркотиков, скромность в одежде и макияже… Проблема в том что все это имеет свой корень в очень примитивном моральном мышлении, которое воспринимается адвентистами, как табу. И как только кто-то из адвентистского общества нарушит один из этих принципов, то на него нападут, как дикие племена, и наказание не заставит долго ждать.
Хочу еще раз задать вам вопрос Павла: «Если в самом деле вы умерли со Христом… зачем следуете архаичным учениям этого мира, учениям по типу табу, почему вы мыслите понятиями табу?» Павел возмущен тем, что Колоссяне мыслят такими понятиями: нельзя потому что нельзя, потому что запрещено, проклято, или слишком свято, чтобы к нему прикасаться. Вместо того чтоб задаться вопросом: «а какие будут последствия?» «Что плохого в самой свинье, на сегодняшний день и говядина может быть вредней свинины?»
Мораль — это свод определенных норм, принятых всем обществом единогласно, норм, которыми должен руководствоваться каждый член сообщества. И от морали мы делаем следующий шаг к этике. Библейское определение этике описано в Евреям 5:14: «Твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла».
У адвентистов и других неопротестантов, особенно консерваторов, нет этического мышления, у них есть нормы, которым они подчиняются потому что они были им вложены определенным авторитетом. Они себя не спрашивают, почему это хорошо делать или плохо, их логика: если это норма, переданная Богом, мы ее исполним. Да, у них есть христианские моральные нормы, но у них нет этики, нет христианской этики.
Тот, кто думает в понятиях табу, никогда не достигнет этической зрелости. Потом мы удивляемся, почему среди пасторов эпидемия порнографии, почему часты случаи, когда пастора насилуют (Самуэл Пипим), все это делают «святые люди», но я не верю в существования святых.
Пастор Эдмонд Константинеску, https://vectorsociety.org/
+ Комментариев пока нет
Добавьте свой