ЕЛЕНА УАЙТ СЕГОДНЯ
ЕЛЕНА УАЙТ СЕГОДНЯ
Хочу продолжить рассуждения на тему что такое адвентизм. Моей целью не является ни его защита, ни разрушение, но деконструкция (от лат. de «сверху вниз» и constructio «сооружение», прим редакции). Это делается для того, чтобы понять, почему мы являемся адвентистами и что значит быть адвентистами, и, в конце концов, что нам делать с нашим адвентизмом.
Урия Смит в своем письме в 1890е годы пишет, что адвентисты в самом начале проявляли себя как независимые мыслители, но новое поколение адвентистов выглядит уже повторяющими мысли Елены Уайт и поглощенными её пророческой миссией. Для них Елена Уайт является сверхъестественным проявлением, она для них как мать. Далее он продолжает, что не хочет разрушить миф о божественной матери, которой для них является Елена Уайт, потому что без нее мы адвентисты бы не смогли выполнить миссию. В таком же свете русские видели Ленина, как своего отца, они боялись, что без него все разрушится, поэтому его и забальзамировали.
После смерти Ленина пришел Сталин, он пообещал сохранить наследие Ленина, и с этого начался культ Ленина в Советском Союзе. Сталин гарантировал: Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить. Роль Сталина в церкви заняла церковная организация , а Институт наследия Елены Уайт оказался под управлением династии Уайт, его возглавили Уильям, а затем Эдвард Уайт. Церковь гарантировала, что, несмотря на то, что Елены уже нет, ее работа продолжится.
И как после разрушения Советского Союза в России наблюдается разгул клептократии (власти организованных преступников, прим. редакции), то же самое происходит и в церкви. На сегодняшний день власти России хотели бы вынести мумию Ленина из мавзолея, но боятся это сделать. Под властью Елены Уайт в церкви было намного меньше демократии, но она руководствовалась высокими идеалами, на то время существовала какая-то пророческая миссия, которой на сегодня в церкви нет. Мотивом, почему церковь желает избавиться от Елена Уайт, является то, что она, как заноза в пальце, ограничивает действия организации, но в то же самое время церковь не может от нее избавиться, потому что она и есть та, кто дал организации авторитет власти. В руках организации все рукописи Елены Уайт, там находится много чего неудобного для организации, но только церковь имеет право печатать компиляции из ее работ, она имеет эксклюзивное право толковать ее работы. Я думаю, что в скором будущем от Елены Уайт все-таки откажутся, потому что большинство адвентистов не знакомы с ее работами, никогда не читали ее книг, а знаменитые цитаты повторяются ими просто как мантра.
Я считаю что в каждом хорошем адвентисте живет Елена Уайт, ее психология, и я считаю себя хорошим адвентистом. Она было очень сильной личностью, очень харизматичной, с необычайным влиянием, она очень сильно повлияла на всех, кто изучал ее книги.
На сегодняшний день в церкви есть два сильных течения. Первое это постмодернизм, представленный журналом Спектрум, их не очень беспокоит то, что в написанном Еленой Уайт есть много логических конфликтов, это движение беспокоит только недостаток разнообразия и представление интересов спектра самых разных маргинальных культур. Другое течение — это евангеликалы, у которых часто повторяющейся мантрой стало: «только Иисус, Иисус, Иисус.» У них нет основательных ответов на серьезные жизненные проблемы.
Мы должны понять, что на нас сильно повлияла психология Елены Уайт. Нам нужно провести серьезную аналитическую работу по исследованию нашей истории, которая, с одной стороны, позволит нам сохранить все хорошее, и, с другой стороны, поможет освободиться от тирании, которая сейчас у нас в голове.
Я рассматриваю видения Елены Уайт не как информацию о том, что на самом деле творится на небе, а о том что творится в ее душе. Помните то видение, когда ангелы потребовали от нее удостоверения для того чтоб попасть на небо? Здесь небо представлено очень милитаризированным местом, похожим на бывший Советский Союз или сегодняшнюю Северную Корею. Описание конфликта с Люциферому у нее также выглядит по военному суровым, церковь Елены Уайт тоже похожа на военную зону, завершение работы — также военное действие, подверженное строгой дисциплине. Если первое видение для нее было выживанием, то последующие стали борьбой за власть.
И действительно, как могла больная, необразованная, непривлекательная молодая женщина завоевать уважение в среде уважаемых сильных мужчин в то время? Тремя столпами, на которых в то время стояло движение, были Джеймс Уайт, Джозеф Бейтс и Хирам Эдсон. Она поженила на себе Джеймса, возвысила его в адвентистском движении, а затем вывела из совета. Она подтвердила видением открытие Бейтса, который был капитаном и астрономом-любителем, о небесных вратах в созвездии Орион. Затем она увидела в видении Святилище, что также склонило Эдсона перейти на сторону Елены Уайт. Она сделала все по методу Макиавелли. Она взяла все управление церкви в свои руки и руководила церковью до своей смерти, руководила железной рукой, и, в принципе, управляла ею очень хорошо.
Но вернемся к военизированному представлению о небе и церкви. О чем это говорит? О дисциплине, о точном дисциплинированном дирижировании, это говорит нам о здоровой жажде власти. Жажда власти — это вторая из основных потребностей человека, после жажды жизни. Под жаждой власти здесь подразумевается жажда изменить свою собственную жизнь и жизни окружающих тебя людей, изменить весь мир. Жажда власти — это главный вектор в жизни Елены Уайт. Но важно подчеркнуть, что она не была лидером культа — мошенником, она искренне верила в то, что говорит, и была полностью посвящена этой цели. Поэтому она высказывается по любому вопросу, у нее на все есть свое мнение, и церковь ей беспрекословно подчиняется. Отсюда и ее интерес к вопросам здоровья, из своего желания выжить и создать что-то практичное и прагматичное, с сильным влиянием на общество.
Она пришла в выводу, что секрет успеха — в дисциплине, в послушании, без вопросов. Где все белое или черное без оттенков серого. И здесь появляется проблема, так как церковь приняла эту точку зрения. И также как Ислам, а Ислам значит «покорность», адвентизм стал религией послушания. Это стало мантрой адвентизма: не вера, а послушание. Непослушание — это плохо, послушание -это хорошо. Идея заключается в том что не надо думать, не надо решать, за тебя решат другие, а надо лишь быть послушным. Елены Уайт уже нет в живых, кого же нам слушать? Центр исследования трудов Елены Уайт и организацию, мы должны подчиняться им.
Но все же она была бунтовщиком, и ее примеру последовали многие, среди которых был и я. У тех, кто противостоял президентам конференций и пасторам, это бунтарство в какой-то степени исходит от Елены Уайт.
Пастор Эдмонд Константинеску, https://youtu.be/AIqJTfScY18
Перевод с румынского: Игорь Белый
Автор статьи смотрит на адвентизм и Елену Уайт через призму своей личности. Не хотелось бы давать ей (личности) оценку, но на мой взгляд, многие свои внутренние конфликты он переносит на образ Уайт и адвентизм в целом. В статье очень грубо и вольно личность Уайт наделяется низкими эгоистичными мотивами, что на мой взгляд недопустимо. Не потому что Елена Уайт святая, хотя очень не многие адвентисты живут так, как жила семья Уайт. Но потому, что мы не знаем ее мотивов на самом деле, и в принципе, не имеем причин не доверять тому, что она писала сама о себе. Если человек не имел чистых и высоких мотивов, ему наверное сложно представить, что они могут быть у других людей, и так писать о труженике Христа, отдавшего свою жизнь на служение — это оскорбление! Сам к трудам Уайт отношусь как к лекарству — бывает не хочу, противно; бывает что надо, а бывает нравится. Я пришел в адвентизм из другой церкви, и имею опыт наблюдения, как развивается христианская жизнь моих родственников, которые там остались и моя. И я благодарен Богу, что советы Духа Пророческого помогли мне избежать многих подводных камней и ловушек в моем христианском пути, и еще они будут и будут гравировать мою личность и мое хождение перед Богом. Я уверен, что миссия Уайт для Божьего народа исполнена, все что нужно нам, чтобы остаться настоящими христианами в последнее время — там записано. И лично мне печально видеть, как Божьего вестника и Его весть так измазали грязью.
Можно объяснить поподробнее, что конкретно «многое» вы избежали благодаря Уайт?
Полностью с вами согласна. Если бы Адвентисты жили хоть немного теми принципами которые Господь открыл через Своего пророка, то Церковь не мелела с такой скоростью. Но подрывая авторитет Его вестника, подобные «пасторы»(а их сегодня не мало), умаляют и весть посланную Богом Своему народу. А ведь Бог пролил для нас свет на все сферы нашей жизни. Те кто нападает на сестру Уайт не имеют смирения в своем сердце и скорее всего есть то, что этих людей обличает, вот они и не могут успокоиться чтобы не чернить ее имя (по другому я немого объяснить подобные статьи и высказывания). История повторяется…