ПЛОХИЕ ЛИБЕРАЛЫ И ХОРОШАЯ ТРАДИЦИЯ
#диалог_верующих #либералы #консерваторы
Скажу больше. Постоянно, как мантры, повторяя слова “Прежде всего Писание” и “Только Писание», отдельные толкователи уже давно подавили реальное Писание (Библию) своим авторитетом. Они вчитывают в Библию свою собственную концепцию, при этом называя это, например, «Доктрины Библии», «Библейская модель семьи и брака», «Библейское учение о спасении», «Библейское учение о Втором пришествии Иисуса Христа» и т.п.
Первое, что особенно бросается в глаза, – это неосмысленность сказанных слов, полная безотчетность словесного речевого потока. Особенно явно это выражается в речах и текстах братьев, не имеющих современного системного богословского образования; например: «Второй подход особенно часто встречается среди людей образованных, особенно выпускников духовных учебных заведений, которые во время учебы впитали либеральное богословие, которое гласит, что Библия – это древний манускрипт, и к ее пониманию следует подходить, используя научные принципы и методы, выработанные филологией, лингвистикой, текстологией и герменевтикой».
Да, Библия – это действительно собрание манускриптов. Не буду сыпать такими словами, как «непогрешимая», «безгрешная», «безошибочная», «беспорочная», просто скажу, что «боговдохновенная», обладающая предельным авторитетом для любого возрожденного духовно христианина. Но дело здесь не в этом, а в употребленном братом словосочетании «либеральное богословие». Всем известно, что в последние 50 лет слова «либеральный», «либерализм» приобрели отрицательную коннотацию. Более того, записывать «выпускников духовных учебных заведений» в либералы – это, по крайней мере, бестактно.
К сожалению, в нашей среде «братьев, пребывающих в простоте» (только не Христовой, а духовно-интеллектуальной) употребить эти слова, то же самое, что поздороваться с знакомым человеком. Сколько раз слышал со стороны: «У тебя такая либеральная жена, что даже косынку в церкви не надевает», или «Ты такой либеральный, что на молодежное общение пришел в джинсах». Так вот, либерализм – это особое направление в богословии, библеистике, прежде всего, связанное с поиском «исторического Иисуса», основанное на реконструкции первоначального библейского текста, а в идеале – и подлинных слов Христа (критика форм, традиций, редакций). Это богословие родилось в Европе и получило свое развитие в Америке. Его носители ставили своей задачей противопоставить «Иисуса догматического» «Иисусу историческому», подлинному невымышленному, настоящему, неискусственному. Это надо знать всем, кто серьезно занимается Писанием, чтобы правильно употреблять этот термин.
Нередко из уст некоторых проповедников, учителей, пасторов слышится, что у нас якобы «нет традиций, но только “Библия”, “чистое словесное молоко”». Так ли это? Однозначный ответ – нет. У нас полно традиций, установок, ритуалов и прочих форм богопочитания и поклонения. Почему же мы сами себя вводим в заблуждение? Немного теории.
Итак, если остановиться на уровне языка и не углубляться в философский или культурологический аспекты данного понятия, все, так или иначе, сводится к передаче определенного мировоззрения (способа мышления) и, как следствие, определенной модели поведения. Чем же характеризуется традиционалистский характер мышления? Традиция закрепляет наиболее общие допущения, в которые нужно верить, чтобы аргумент казался правдоподобным, создает ту предварительную установку, без которой он утрачивает свою силу.
Как быть нам? Искать мудрый компромисс: “Он (Иисус) же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое” [Мф.13: 52]. Современная христианская поместная община должна иметь особых книжных людей, умудренных жизненным и духовным опытом, безусловно, грамотных и всесторонне образованных, которые смогут создавать атмосферу духовного развития, позволяющую общине расти как качественно, так и количественно. Здесь прошлогодней буханкой хлеба, позеленевшей от плесени, не отделаться, когда рядом накрыт обильный стол пусть даже с не очень здоровой пищей.
Традицию переосмысливать не только стоит, но в этом и состоит важнейшая богословская задача каждого христианского поколения, борющегося со стихиями этого мира за свое духовное существование.
+ Комментариев пока нет
Добавьте свой