ДИСФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СЕМЬЯ И ДИСФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЦЕРКОВЬ
Неблагополучие в церковной жизни часто говорит о том, что неблагополучны отношения в семье.
Что такое дисфункциональная семья и как в ней выжить? Что мы понимаем под здоровыми отношениями в семье?
В дисфункциональной семье все строго наоборот. Потому что если здоровая семья объединена любовью и доверием, то дисфункциональная семья объединена страхами. С одной стороны, ее цементирует страх остаться в одиночестве, остаться без поддержки. С другой, у каждого из членов такой семьи есть свои страхи, которые побуждают их манипулировать друг другом. В такой семье обычно есть некто «самый главный», тот, кто диктует правила. Иногда этого главного нет, тогда ситуация это еще более осложняется постоянной войной внутри семьи. Воюют обычно детьми. И жизнь в дисфункциональной семье приводит человека к возникновению множества психологических проблем. Может привести к тяжелому неврозу, от которого человек будет избавляться десятилетиями.
Какие же семьи находятся в группе риска? Кроме семей, где есть алкоголики, наркоманы, семей, которые не смогли справиться с утратой, семей, в которых кто-то серьезно болеет и все вынуждены подстраиваться под потребности болеющего, это еще и семьи со слишком строгими религиозными нормами.
«До-верие» предшествует вере. И если нет если базового доверия к миру, если нет доверия к родителям, то не будет доверия к другим людям и тем более не будет доверия к Богу. Потому что неоткуда человеку этот опыт доверия взять.
Таковы вкратце признаки дисфункциональной семьи. И здесь мы видим много черт, которые мы можем найти, к сожалению, и в некоторых приходах.
Бывают и другие роли. Например, ребенок может быть козлом отпущения, тем, кто всегда виноват, тем, на ком срывают зло. Привыкнув к такой роли в семье, в Церкви такой ребенок получает поддержку. Потому что семья с очень строгими религиозными нормами и жестко деструктивная, скорее всего, выберет приход не либеральный, а фундаменталистский. И там ребенку объяснят, что он во всем грешен, во всем виноват, все мысли его неправильные, греховные, что надо все делать только по благословению. Он к этому привык в семье и для него это – норма. И та модель религиозности, которая у него формируется, не оставляет никакого места для радости. Поэтому из Церкви он, может быть, не уйдет, это слишком страшно. Он останется внутри этого религиозного гетто. Но, возможно, в какой-то момент внутренний конфликт станет настолько сильным, что ценой внутреннего кризиса, ценой невроза, ценой краха психического здоровья, ребенок – уже подросток или юноша или даже взрослый человек – разрушит эту модель религиозности. Редко в поисках настоящей веры, чаще всего – для того, чтобы почувствовать себя свободным, а у него свобода ассоциируется с отсутствием Церкви.
В таких отношениях очень важно поддерживать иллюзию семейного счастья. И во внешнем мире, и внутри семьи декларировать: «У нас проблем нет». Все проблемы игнорируются, поэтому не решаются. При этом любой, кто посмел нарушить эту игру в идеальность, подвергается обструкции, то есть отвергается членами семьи – вплоть до изгнания из дома. «Как ты посмел?», «Ты плохой сын, ты – плохая дочь». Потому что хорошие дети сор из избы не выносят. И тот, кто посмел обсуждать проблемы, становится виновником этих проблем. «Ты виноват. Ты меня спровоцировал, поэтому я тебя бью». Границы не дифференцированы. Если у влиятельного члена семьи есть проблема, виноваты в этом все. Никакого диапазона мыслей и эмоций нет. Либо черное – либо белое. Либо зло – либо добро, либо хорошо – либо плохо. Каждое из этих понятий наполняется смыслом внутри семьи и этот смысл с общепринятым может не совпадать. В такой семье исключена открытая коммуникация. То есть ребенку просто не у кого научиться тому, как обратиться к кому-то и получить поддержку. В результате ребенок не может молиться. Потому что молитва – это обращение к Богу с благодарностью, с просьбой, с жалобой, с возмущением. Молитва – это диалог. И если молитва становится вычитыванием правила – все. Родителям удалось на долгие годы вперед, может быть, и на всю жизнь, разрушить веру у ребенка.
Происходит это очень просто. Ребенок в школе получил плохую оценку. Например, готовился к контрольной, а получил за нее тройку. А должен-то получать только пятерки. И если отношения в семье здоровые, реакция на эту тройку будет такой: «Как жалко, ты столько готовился!» То есть родители сообщают ребенку: «Ну, ничего страшного, это не последняя оценка в твоей жизни». «Давай разберемся, почему так получилось. Ты волновался на контрольной? Или ты не готовился, а сидел в интернете?» То есть начинается конструктивный разговор.
Как то же самое происходит в семье дисфункциональной? Приходит расстроенный ребенок из школы. Расстроенный и тройкой, и тем, что он заранее знает, что сейчас начнется. Ему еще и страшно. Мама начинает обвинять его: «Я так и знала! Ты никогда ничего не делаешь!» Следующая итерация – вовлечение в конфликт других членов семьи: «Ты – такой же придурок, как и твой отец. У него тоже никогда ничего не получается, у неудачника! И ты будешь таким же неудачником, как он. Карьеры не сделаешь, денег не заработаешь!» К конфликту подключается отец, который отвечает: «Сама ты дура, ты меня доводишь, поэтому я пью, поэтому у нас денег нет. А была бы ты заботливая, а не такая же стерва, как твоя мать, то все у нас было бы по-другому». К конфликту подключается теща, оскорбленная в лучших чувствах. Дома начинается война. Ребенку впору залезать под стол с ощущением, что это все из-за него, это он все это спровоцировал. Да, потом взрослые вспоминают о бедном ребенке: «Это ты во всем виноват! Из-за того, что ты такой дурак, из-за того, что ты так плохо учишься в школе, мы все переругались! Это ты во всем виноват!» Все друг другу слили накопившиеся негативные эмоции, поборолись за власть. Кто-то же в этом конфликте победил: или отец хлопнул дверью и ушел к собутыльникам, или мать сказала: «Все! Больше я ничего не буду делать, никто меня не любит, никто не уважает!» А ребенок в любом случае остается в проигрыше. У него нет значимого взрослого, который дал бы ему этот опыт любви и доверия.
Иногда, правда, ребенку может повезти, и он встретит понимающего родственника, учителя, священника. Но это скорее исключение, чудо, а не закономерность. Я знаю детей, которые выросли в очень жестких и в очень нездоровых семьях, но не повредились рассудком, потому что, например, была добрая тетя, к которой можно было сбежать. Или, скажем, мама подруги, у которой можно отсидеться, с которой можно было поговорить открыто, которой можно было задать вопросы, невозможные в своей семье.
Если же не повезло ребенку с построением доверительных отношений, то сам он этих отношений искать не может. И, естественно, живет в постоянной тревоге, не способен говорить о том, что его беспокоит. Вообще лучше ничего не говорить, не чувствовать и не делать. То есть лучше быть «неживым». А если еще дается подкрепление на уровне сообщений в Церкви, что именно так и правильно, это смиренно, это аскетично, именно так и надо, то безрадостность такой веры в какой-то момент ребенка из Церкви уводит.
+ Комментариев пока нет
Добавьте свой