12 урок от ПА: ПОСТУПАТЬ ПО ДУХУ
12 урок по письму Галатам: ПОСТУПАТЬ ПО ДУХУ
Урок по завершающим текстам 5й главы рассказывает о двух моделях нашего поведения – об естественной реакции и о вмешательстве Духа в нашу жизнь.
Проблемы проведения урока:
Чему преподаватель СШ должен обучать слушателей на этом уроке, по мнению его авторов? Тому, что говорит автор Послания? Отбросьте эту мысль. «Слова Павла «поступать по Духу» не противоречат соблюдению закона. Апостол не говорит, что христиане должны нарушать закон, он не выступал против закона и его соблюдения» (подтема за воскресенье). Вам не кажется, что вы уже встречались с этой мыслью? Конечно встречались. В этом пособии нет ни одного урока, где бы нас не зомбировали этой идеей. К теме и не к теме, упоминает Павел закон в отрывке или не упоминает – рефреном звучит: «Соблюдай закон, закон надо соблюдать, все написанное не противоречит тому, что ты делаешь». Зачем это делается? Чтобы любой адвентист, которому попадется в руки Писание, думал не о том, что хотел сказать Павел. А чтобы у него налились кровью глаза, упала планка и он прокричал угодное авторам: «Закон надо соблюдать!!!».
Что ж, обе цели авторов урочника достигнуты. Во-первых, благодаря такой методике редко кто из «изучающих СШ» умеет читать Писание и просто понимать, о чем оно говорит. Когда тебе рушат логическое мышление, рассказывая про Фому в месте, где говорится про Ерёму, ты становишься неспособен прочитать текст. Не понимаешь его, не любишь, и не слышишь из него голоса Божьего. Это последствие, касающееся Библии. И во-вторых, последствие, касающееся практической жизни. Эта постоянная оговорка учит тебя противоположному Библии. Павел пишет: «Подчинись Духу», и тебе не надо будет соблюдать никакого закона, он будет вписан в твое сердце. А тебя учат – нет, делай как тебя всегда учили, оставайся в рабстве правил, пытайся соблюсти то, что соблюсти невозможно. Мучься, лицемерь, но занимайся законничеством. Так смысл христианского учения о близости к Богу меняется на противоположный – соблюдай правила, не бросай их, даже если этому учит Библия.
Главный вопрос: Какую сторону я занимаю в борьбе между желанием моей плоти и влиянием Духа? Что можно сделать, чтобы мне было легче выбрать Божью сторону?
Ломка льда: Оказывался ли я в ситуации, когда ссорились мои два друга? Чью сторону я занимал? Почему? Как реагировал тот друг, кого я не поддерживал?
- Наличие в нас внутренней борьбы. Текст Галатам 5:16-18 (с. 233 НЗ)
В первых текстах нам представлена проблема, которая существует вне зависимости от того, признаем мы ее или нет. В человеке есть внутреннее противоречие, борьба между «плотью и Духом». Не обращайте внимания на маленькие или большие буквы нашего перевода, они не определяют наличие некоего нашего «духа», речь идет о влиянии Божьего Духа (через совесть, других прямое откровение) и нашей природе (привычках, опыте, зависимостях). Это то, что автор упомянул в Римлянам, как «желание делать доброе» и «внутренний закон», а как пример библейской истории можно вспомнить помрачневшего от несправедливости Каина – и Божий голос, уговаривающий его решить свою проблему без крови и мести.
По тексту можно сделать вывод о том, что такое внутреннее противоречие есть у каждого. Кроме закоренелых законников. Они притворяются перед всеми и собой, что в этой борьбе они победили, и у них все хорошо. Если они и грешили, то это было еще перед крещением, если у них и были нехорошие наклонности, то они заключались в выпивке / поедании сала / чтению мирских книг, ну а теперь у них все как отрезало, великая борьба закончилась их победой. К сожалению, таких людей, не понявших Евангелие, и не признавших глубину собственной греховности, в современном христианстве огромное количество. Они и правда считают, что самая большая их проблема заключалась в том, что они любили читать, а теперь все прошло, они больше ничего не любят и не читают. Это отвлекает их от огромного пласта внутренней греховности: гнева, злобы, ненависти, которые есть в каждом человеке; о которых пишет Павел, но которые мы не признаем даже под пытками.
Что можно сделать, если я не чувствую внутренней борьбы? Прежде всего, понять, что я нечестен перед собой, и скорее всего, обеляю и делаю христианскими свои нехорошие действия (как свою зависть к Иисусу фарисеи оправдывали хорошими мотивами). Так делаем и мы, уничтожая кого-нибудь, кто мне не нравится во имя «единства церкви» или «Бога порядка» или «репутации общины». Прислушавшись к себе, остановившись и задумавшись, любой услышит настоящий свой внутренний голос, который будет описан во 2 пункте урока. И тогда, поняв свою греховность, нам можно будет просить у Бога об обращении или возрождении.
Практика: Сегодня я чувствовал внутреннюю борьбу? Что это было? Кто победил? Какой голос я чаще всего заглушаю – голос Бога или плоти? Я честен с собой, или представляю себя лучше, чем есть? Я признаюсь себе, что завидую или ненавижу?
- Естественная реакция. Текст Галатам 5:19-21 (с. 233 НЗ)
Второй отрывок представляет собой перечисление почти двадцати наших плохих действий, и учитель может попасть в ловушку разбора каждого из них. Не стоит этого делать, слушателям станет скучно уже на втором или третьем пункте, в перечислении нет динамики, и поэтому это – не лучший путь проведения урока. Такие перечисления лучше делить на несколько групп, но мы выбрали другую тему урока.
Что касается смысла отрывка, автор хочет продемонстрировать нам то, что нам близко и известно (19) не понаслышке. Здесь перечислено все, что мы чувствуем и автоматически делаем, попав в разные жизненные ситуации. Это то, к чему мы привыкли, и к чему зовет нас изнутри сила привычки (Библия здесь сгущает краски, говоря, что все это просто вросло в нашу плоть). Например, Саул никогда в жизни не будет доверять (это действие из пункта 3), — он пойдет и заплатит пророку, или сам попытается повлиять на Бога, принеся жертву, или пойдет к волшебнице. Это идолопоклонство и волшебство, но он так живет (не похоже ли на него наши попытки подключить всю церковь и авторитетов к молитве «о решении моей проблемы», ведь мне во что бы ни стало нужен ответ). Это вполне естественно, и так делают все.
То есть, я привык искать любви там, где ее искал Самсон; убегать от проблем способом, который использовал уже сломленный жизнью Лот; подниматься по социальной лестнице как Есфирь с ее двоюродным братом. Все это нормально – это выведено опытом, срабатывает и помогает. Для нас это закон жизни, которому мы подчиняемся. (Так что, получается, что это тоже своеобразное законничество).
Главная проблема здесь только в последней фразе отрывка. Да, такое поведение и предпосылки к нему можно понять, но только ты не наследуешь Царства Божьего. Там живут по-другому, включая в свою жизнь Бога. А ты живешь так же, как жил всегда, руководствуясь точно теми же мотивами, что и все остальные. Даже в твоем христианстве может не быть и капли влияния Духа, это обычные законы жизни – побудьте на каких-нибудь церковных выборах, посмотрите со стороны за конфликтом или тем, как поступят с нарушившим традиции,- все очень предсказуемо
Практика: Когда в последний раз я ловил себя на том, что я действую по привычке? Что это было? Я замечал, что есть предложения Иисуса, которые я не собираюсь исполнять, так как они противоречат моему опыту?
- Неестественное для нас влияние Духа. Текст Галатам 5:22-26 (с. 233 НЗ)
Третий отрывок тоже включает перечисление, но это совершенно не привычные для нас действия и мотивы поступков. Они рождаются не внутри меня (там все слишком испорчено), их предлагает осуществить Дух (22). Человек, принадлежащий Христу (24) и Духу (25) подчиняется им. То есть, импульсу, который совершенно противоречит жизненному опыту; тому, что вряд ли будет вознаграждено; и что менее эффективно, чем привычные нам действия.
Так Петр закидывает сеть, объясняя, почему он это сделал, хотя это действие нелогично. Так Павел отказывается от лечения своей болезни, узнав, что хочет Господь. И так Мария выбирает хорошее дело вместо правильной заботы обо всех вокруг, которой занята Марфа. То, что ты делаешь под влиянием Духа, скорее всего, будет не понято, осуждено и приведет тебя к судьбе изгоя в обычной для всех церквей среде законников. Такое поведение не вписывается в нормы, которыми они живут даже в общине – и вызывает весь спектр противодействий.
Кстати, даже в этом тексте сторонники религии правил умудряются найти себе подтверждение их образа жизни. Не замечая текстов о Духе и первостепенности Его влияния, они находят себе дело в т 24. И их книжки наполнены описанием того, как надо ежедневно «распинать плоть»: вставать в 5 утра и читать Уайт, слушать, носить и есть то, что не нравится, заставлять себя быть кроткими с родственнками, омывать ноги тому, к кому направит пастор, и тп. Павел говорит о том, что надо просто «умереть» для естественных реакций и дать действовать Богу, а законники увидели в этом тексте подтверждение принуждению себя быть святым. Это практически не отличается от того, как в средневековье с этим же мотивом верующие измождали себя голодом, цепями, кнутами и прочей «борьбой с плотью». Разве что современный законник делает то же, но смеется над своими предшественниками монахами и прадедушками фарисеями. Суть же остается: Дух никому не нужен, Его не слушают, Ему не дают повлиять и вмешаться, когда нужно. Вся надежда — на себя.
Практика: Я чувствую, когда Дух побуждает меня сделать что-то непривычное? Я Ему повинуюсь? Это легко? Почему? Когда кто-то в моей общине живет не по моим правилам, а по Духу, что я ему скажу? Что скажет церковь?
Вывод. Для того, чтобы мы стали людьми, повинующимися Богу, нам нужно:
— честно признать, что внутри нас есть борьба Бога и наших злых привычек;
— понять, что почти всегда мы живем, подчиняясь правилам жизни, а не Богу;
— пробовать в нужный момент слышать голос Духа и не сопротивляться Ему.
+ Комментариев пока нет
Добавьте свой