9 урок от ПА: ПАСТОРСКОЕ ПОСЛАНИЕ ПАВЛА
9 урок от ПА: ПАСТОРСКОЕ ПОСЛАНИЕ ПАВЛА
Этот урок раскрывает три болезни наших взаимоотношений, которые очень характерны для христианских общин от времени Павла до наших дней.
Проблемы проведения урока:
Каким-то образом автор нашего пособия находит в письме Галатам необходимость соблюдения доктрин, и говорит об этом в самых первых словах, то есть, прембуле урока. Это крайне интересно, потому что Павел вообще не касается темы доктрин, и даже близко не подходит к ней. Он говорит о необходимости связи с Духом и личных отношениях как раз в противоположность повиновению правилам и «правильным» доктринам, предлагаемых тебе сообществом верующих (даже если они делают это с самыми искренними намерениями, пытаясь тебя «спасти» их «правильностью»). Возможно, таким образом читающим урок СШ адвентистам хотят сделать прививку против ухода в какую-нибудь ересь, но вот только делать это на основании письма Галатам не совсем корректно. В этом письме человек слушает Бога напрямую, а не повинуется выданным ему доктринам.
Ну и в целом, наш урочник продолжает навязывать нам мысли, исходящие из нашей традиции, а не из Слова. Сегодняшняя тема – вообще не о законе, но как же в ней не упомянуть, что «Павел не считал, что имеет право жить, не подчиняясь закону?» (вторник). Как упустить такую возможность затянуть людей в законничество?
Сложность самого библейского текста заключается в том, что он просто влечет учителя к тому, чтобы мы оттолкнулись от позитива – и сосредоточились на хорошем поведении Павла и христиан Галатии во время их встречи. Но мы устроены интересным образом, и бОльшую пользу (и легкость изложения урока) мы получим, начав с упомянутых в отрывке проблем. К позитиву легче перейти, сперва примерив на себя некорректное поведение. Когда же в самом начале урока нам выдают «правильное», мы склонны полицемерить и сказать, что мы именно такие жертвенные и прекрасные и святые, как апостол и его слушатели. Не попадитесь в эту ловушку, которая может нас искусить при проведении.
Главный вопрос: Какие проблемы отношений, описанные Павлом, коснулись и нас? Почему мы ведем себя именно так?
Ломка льда: Были ли в вашей жизни случаи потери друзей? По какой причине это происходило? Что вы сделали, что человек перестал с вами дружить?
- Ты считаешь врагами говорящих тебе правду. Текст Галатам 4:16 (с. 232 НЗ)
Весь отрывок в целом (12-20 лучше всего прочитать в самом начале урока) рисует контраст между прошлым и настоящим. Если в прошлом отношения Павла с христианами Галатии были весьма хорошими, после что-то произошло. В уроке мы разбираем 3 вещи, почему такое случается, раня людей и уничтожая доверие в общинах. В дано случае мы прочитали о первой причине проблемы.
Здесь в т. 16 говорится о принципе наших отношений, при котором человек считается тебе другом, и доверие к нему сохраняется лишь в одном случае. Если он не смеет сказать тебе правду. В случае же, если он открывает (или даже просто проговаривает вслух) то, что тебя не красит, или то, что ты не хочешь замечать, он моментально вылетает из круга доверия. Так Никодим становится нежелательной персоной среди элиты фарисеев, так родители бывшего слепорожденного боятся даже сказать правду, что случилось с их сыном. Так Сам Иисус, упомянув о поиске бесплатных хлебов, перестал быть интересен и толпе и даже 70-ти ученикам.
Получается, что внутри нас находится хорошо работающий механизм защиты от неудобной нам информации. И кроме внезапной забывчивости, слепоты к очевидному, сравнения с заведомо проигрывающими тебе, этот механизм касается людей, которые тебя окружают. В круг твоих друзей могут войти лишь те, кто гладит тебя по шерстке, обходя острые углы и не упоминая при тебе «плохого». Максимум, что мы можем позволить этим людям – выдать нам половинку чайной ложки правды после трехлетней подготовки и пятилетних последующих за этим обидуль. Про такое мы говорим: «у нас такая дружба, что мы всегда говорим друг другу правду!». Конечно же, всем ясно, что это так далеко от истины, как луна далека от земли.
Проблема состоит в том, что мы видим беду не там, где она есть на самом деле. Не в себе (своем плохом характере, неправильном поступке, склочности, зависти и тп), а в том, кто вывел это на свет. (Кстати, предательство друзей, о котором все любят охать – это именно выведение нашей информации на свет, и ничто другое). Поэтому христианам следует задуматься, почему мы так боимся правды и так боремся с людьми, что ее случайно узнали. Что стоит за этим страхом, и почему окружающие должны страдать от того, что я скрываю истину, делая их врагами.
Практика: Кто последний сказал мне то, что хотел скрыть? Как я отреагировал? Почему? «Предатели» — кто это, по моему мнению? Чего я боюсь, так реагируя на вскрытые проблемы? Я хочу солгать о том, какой я? Я боюсь чего-то? Чего?
- Ты делаешь добро из выгоды. Текст Галатам 4:17 (с. 232 НЗ)
Следующий текст описывает действия лжехристиан, посетивших Галатию. По словам автора, они старались не просто так. Если Павел и встретившие его в первый раз люди искренне служили и сочувствовали друг другу (13-15), то здесь все не так чисто. Пришедшие после Павла люди старались наладить хорошие отношения с Галатами ради выгоды – чтобы по прошествии некоторого времени поймать их в рабство подчинения себе. Так Авессалом «обхаживает» каждого израильтянина, пришедшего на суд со своей бедой, и «вкрадывается в его душу», чтобы чуть позже получить его голос и поддержку при восстании. Это любимое дело всех политиков перед голосованием, как на любом уровне церкви, так и вне ее.
Если выводить из этого текста принцип, то далеко не все добро, сделанное нами в христианстве и вне его – бескорыстно. Подавляющая часть того, что мы делаем, мотивируется выгодой. Телефоны и продуктовые наборы, что раздаются на ев. программах – раздаются не от доброты, а в качестве наживки. То же касается любимых нами уборок парков, раздач гуманитарки, социалки и прочего. Если бы все это делалось без фото и воплей во всех СМИ, то, может быть, стоило бы говорить о бескорыстности, но пока всем ясно, что это делается для нашего пиара. Да и за простой проповедью христианства часто стоит не желание, чтобы человек спасся, а желание увеличить число своих сторонников по идеологии. Об этом говорит наше отношение к статистике и пустым и полным рядам церкви.
И это то, что касается христианства, в бытовой жизни мотивация выгодой так же сильна. Поэтому Иисус говорил о правой и левой руках, стоящих на углах улиц и трубящих, о приглашении в гости тех, кто тебе не воздаст. Он отлично понимал, что мы бываем добры друг к другу именно потому, что петух будет хвалить кукушку.
Поэтому нам надо переходить а другой уровень понимания отношений. Почему мы не любим друг друга или хотя бы не относимся друг ко другу хорошо без награды, бескорыстно? Почему Небесный Отец может сделать это, зная, что нечестивый не ответит Ему, а мы не способны отдать и копейки, если будем знать о невыгодности?
Практика: Я делю бескорыстные поступки? Когда мне удается попроповедовать, для чего я это делаю? Чтобы увеличить число адвентистов? Спасти человека от погибели? Приобрести сторонника? Как мне стать по-настоящему добрым, без выгоды от этого?
- Ты меняешь взгляды в зависимости от тех, кто рядом. Текст Гал 4:18 (с. 232 НЗ)
Третий текст, описывающий испортившиеся отношения Павла и христиан Галатии, тоже построен на контрасте между прошлым и настоящим. В нем говорится, что в присутствии апостола христиане вели себя по-другому, гораздо лучше воспринимая, что он говорит, и стараясь послужить ему. После прихода лжеучителей Галаты изменили своему поиску «доброго» и следованию совести и начали ловить другую волну. Собственно, то же самое случилось с Петром по приходу проверяющих, только было это еще не в Галатии, а в Атиохии. Место разное, но принцип тот же самый: твои убеждения, высказывания, поведение, да и вообще все зависят от того, кто находится рядом. Ты – флюгер, держащий нос по ветру, сознательно или нет.
Поэтому при смене замечательных царей на ужасных, при появлении «плохих» священников типа сыновей Илия люди обречены, они впитают в себя то, как надо вести. Страна будет превозносить диктатора и находить в его правлении замечательные стороны. Пасторы и администраторы, явно рушащие общину, открыто ворующие или превышающие полномочия, совершающие духовное насилие или проповедующие ересь, будут приняты с распростертыми объятиями. Почему? Потому что в присутствии некоторых людей жить по совести неудобно, «ревновать в добром» кажется не самым лучшим, и с общиной происходит то, что происходило у Галатов. Все просто подчиняются совести другого, не замечая, что у человека ее уже нет. В конце концов, именно за этой нашей особенностью стоит метаморфоза, когда исцеленные Иисусом и встречавшие Его с цветами потом Его распинают, пообщавшись со священниками и другими людьми.
За этим скрыта огромная проблема нашего неумения следовать совести, нашего невосприятия Бога и непослушания Ему. Вполне возможно, что и наши хорошие побуждения, обращение, стремления – были лишь влиянием какого-то хорошего человека в жизни (в церкви – пастора, верующего, писателя и тп). Если мы так меняем убеждения, то это свидетельство, что мы так и не встретили Иисуса и не подчинились Его влиянию.
Практика: Что хорошее я сделал в последний раз из-за влияния других? Что плохое? Я веду себя одинаково или по-разному в присутствии разных людей? При смене пасторов в общине я становился другим? Так все таки, на меня влияет Бог или кто-то другой?
Вывод. Для того, чтобы наши отношения друг с другом не страдали, нам нужно:
— попытаться стать более искренними и открытыми, принимая правду о себе;
— согласиться с тем, что мы движимы выгодой, и постараться заменить ее на любовь;
— увидеть, что мы зависим совсем не о Иисуса, а от того, кто из людей подчинил нас себе.
Мы продолжаем читать послание апостола Павла к Галатам 4 главу с 12 по 20 стихи.
Сразу же обращает на себя внимание наличие трёх главных действующих лиц данного отрывка, двое из которых были гостями галатийской церкви, это ап.Павел и команда иудеев из христиан, а галаты, соответственно выступают в роли полигона для обкатки новых (старых) идей и воззрений.За их умы и души происходит сражение между апостолом и зарождающейся структурой церкви. Павел обращает внимание на различие между внешним видом и внутренним содержанием у всех трёх категорий людей.Уже самый первый текст и обращение Павла: «будьте как я» говорит о том, что он обеспокоен не внешним поведением членов церкви, подражанием ему в поступках, а внутренним их содержанием.
Стихи 12-14;19-20 Первая категория (класс служителей) представлен апостолом Павлом. Павел описывает своё состояние (немощь плоти, испытания, боль, как результат болезни или несчастного случая) соответственно это состояние наложило отпечаток на его внешний вид. Несмотря на это галаты не возгнушались апостолом, не отвергли его, как сделали бы на их месте иудеи
( болезнь это наказание за грех), а приняли его как Ангела Божьего, как самого Иисуса Христа. Это первая разница в данном отрывке между внешним видом и внутренним содержанием. Вспоминается песня из известного кинофильма: «здесь живут несчастные люди дикари на лицо ужасные, добрые внутри». В чём-то прослеживается аналогия с Христом, у Которого также «не было ни вида ни величия», но что-то притягивало к нему грешников как железные опилки магнитом (участие, сердечная доброта и глаголы вечной жизни). Так внешне некрасивый апостол в отличие от народной поговорки, что встречают по одёжке, был принят галатами, как самый дорогой небесный гость.
Стихи 17-18 Другая категория служителей. Они обхаживали галатийцев, принимали в их жизни активное участие (до времени), но делали это по недостойным причинам. У них была конкретная цель: а).вбить клин между апостолом и галатийцами, б).сделать их подочётными себе, (интересно сдавали ли руководители галатийской церкви квартальные отчёты в Иерусалим или всё было пока в устной форме? Предвидел ли апостол зарождение церковной бюрократии?) в).переключить их внимание с благодати на закон. У этих «слуг Христовых» всё было в порядке с внешним видом (как требовала того Тора и ЦР от священников: «ни пятна ни порока» будь-то во внешнем виде или в одежде) и с манерами и этикетом, но внутри была небольшая червоточинка — личная корысть (желание показать вышестоящему начальству, что я могу выполнить любую задачу, поставленную передо мной наилучшим образом и в кратчайшие сроки). Как писал Павел – маленькая закваска, «квасит всё тесто», и сводит, на нет действие благодати в твоей жизни. Имеем с другой стороны людей внешне привлекательных, образованных, воспитанных и эрудированных (которых с распростёртыми объятиями встретят в любой общине), но у которых проблемы внутри (нечистые мотивы, та внутренняя не вычищенная часть чаши, о которой говорил Иисус фарисеям), они рабы системы, честолюбивы и будут лезть из кожи вон, чтобы показать системе свою нужность и важность. Добиваться результатов (чтобы похвалили на собрании или в газете) и хвастать (ненароком) друг перед другом своими достижениями. У них как у чекистов «холодная голова и чистые руки» только им дела нет до людей, тех, кого вчера крестили, сегодня уже исключают как врагов церкви по соответствующей формулировке: «был бы человек, а статья найдётся».
И соответственно третья категория сами галаты 17-18 стих. Можно сравнить их с нейтральной территорией, процветание или оскудение которой зависит от того, в чьих руках она находится. Так при
Павле они испытывают внутри радость и блаженство и готовы делиться всем чем имеют (гостеприимство и оказание помощи Павлу, чтобы чем-то делиться, нужно иметь это в хорошем состоянии), можно назвать их по аналогии — «добрыми галатянами».Их не нужно убеждать «не взирать на лица», и не делать предпочтения богатым перед бедными, как убеждает глава первой церкви Иаков своих прихожан. На лицо картина добрых людей, готовых откликнуться на нужду своего ближнего (среднестатистический представитель церкви в меру духовный, жертвенный и самоотверженный), но остро нуждающихся в дальнейшем росте. С приходом иудеев ситуация кардинально меняется, галаты изменяют своё отношение к апостолу (из друга во врага, холодный занавес), что при этом происходит у них внутри и как это выглядит снаружи можно только догадываться (или увидеть поприсутствовав на любом членском собрании). Тему как служителя влияют на паству (по плодам их узнаете) Павел будет развивать в 5 главе своего послания, так, что думаю, мы к ней ещё вернёмся. Вопрос, почему они так быстро сменили своё мнение в присутствии делегации из Иерусалима, что это заложенный в нас детский страх большого дяди, или раболепие перед всякой властью, (ведь вся она от Бога), и им лучше известно как нужно правильно понимать библию, или боязнь быть отлучёнными от «церкви остатка», остаётся открытым?!?
Итак: имеем первую категорию людей, у которых проблемы с внешним видом, но внутри характер Христов, вторую категорию у которых всё в полном ажуре с внешним видом и дресс кодом, но внутренний человек чёрств и мёртв, и третью категорию, переходную, среднего внешнего вида и с неплохой (отзывчивой) почвой сердца, но дальнейшее состояние, которой зависти от того, под влияние какой из двух выше перечисленных категорий они попадут.