6 урок от ПА: ПРИОРИТЕТ ОБЕТОВАНИЯ
6 урок по письму Галатам: ПРИОРИТЕТ ОБЕТОВАНИЯ
В этом уроке мы увидим, какую роль играет закон в жизни христианина, и почему не стоит слишком сильно превозносить его, как это у нас часто делается.
Проблемы проведения урока:
Большая проблема ближайших уроков, которые нам предстоит пройти в следующие недели, заключается в подборе библейских отрывков. В эту и в следующую субботу мы должны пройти по 5 текстов практически идентичных отрывков, рассказывающих о сути закона, а потом нам предложат к чтению почти целую главу, и повторят ее тексты еще раз в другом уроке. На наш взгляд, это не самый мудрый путь, и в этот раз нам не стоит ограничиваться только пятью следующими текстами главы. Вопрос «для чего же закон», поставленный в 19 тексте, будет разобран Павлом только в последующих текстах, оставленных на другой урок. Поэтому перед нами стоит дилемма: взять и провести два практически идентичных урока (этот и следующий), причем посвятить сегодняшний в основном разбору умозаключений об обещаниях и завещаниях. Либо мы можем взять сейчас тот текст, который составит смысловой отрывок, а потом догнать всех, когда они будут прогонять текст целыми главами.
Сам библейский текст будет сложен для проведения урока, если мы сосредоточимся только на аргументах о завете/завещании и подарке/обещании. Наши слушатели вряд ли найдут очень интересным эти доказательства, потому что сама тема спора о непонятных «обетованиях» и «заветах» достаточно далека от них. Это значит, что нам стоит взять из текста лишь очень упрощенный принцип, и актуализировать его под нашу аудиторию. Иначе нам грозит опасность потерять их внимание во время проведения урока. Поэтому в нашем уроке мы выделяем спор о заветах/обещаниях в отдельный пункт и берем оттуда лишь идею о том, что закон не влияет на спасение человека, не освящает человека, и не добавляет чего-либо к жертве Иисуса Христа. А из остальных текстов мы возьмем два других принципа. Тогда заголовком темы станет роль закона, и мы сможем толково ее разобрать.
Главный вопрос: Зачем христианину нужен закон? Что должно произойти с человеком после того, как он встретился с десятью заповедями Бога?
Ломка льда: Вы когда-нибудь попадались на «мелкий шрифт» в договорах? Что это было? Сколько вам стоила эта невнимательность? Как вы себя чувствовали?
- Спасение остается подарком, несмотря на закон. Текст Галатам 3:15-18 (с. 231 НЗ)
Идея, которую пытается донести до нас апостол, заключается в том, что существует обещание (еще в Синодальном переводе оно названо обетованием (16), завещанием (15), и тп). Это обещание о благословении всех через Семя, то есть, обещание о спасении всех благодаря Иисусу Христу (16). Бог сказал однажды и навсегда, что спасение происходит благодаря жертве Иисуса Христа. Благодаря этому обещанию спасти нас через Иисуса мы и получаем в наследство вечную жизнь (18). От нас здесь ничего не зависит и ничего не требуется. И в этом подарке нет «мелкого шрифта», нет никаких дополнительных соглашений, от того, что позже появился написанный закон, в спасении ничего не поменялось (17). Верующие спасались, спасаются и будут спасаться только жертвой Иисуса.
Когда вы посмотрите то, как верите вы лично или во что верит община, к которой вы принадлежите, то обнаружите, что эта вера противоречит словам апостола. Так как мы столько много говорим о заповедях, особенно соблюдении субботы и пр, то у среднего христианина уже сложилось стойкое убеждение, что Христос помог нам разобраться с прошлой жизнью, «обнулив» наши грехи. А дальше мы соблюдаем заповеди и спасаемся этим (если же мы где-то нечаянно нагрешили, то можно придти на Вечерю, и участие в обряде снимет с нас грехи). Вряд ли существует что-то более тяжкое, чем такая «христианская жизнь», в которой вместо живого Иисуса, наполняющего тебя, и дающего настоящую жизнь, на твои плечи взваливают невыносимое бремя законничества.
Откуда это взялось? Есть два источника, один из них – многотомники, в которых гораздо больше упоминаний о том, что надо «трудиться», «совершенствовать характер», «Бог не любит непослушных деток» и тп. Второй источник – доктрина о субботе. Из-за нее мы говорим о необходимости соблюдения всего закона (что, в принципе, неплохо, хотя еще ни у кого и не получалось), но тут мы делаем страшную ошибку – добавляем то, что соблюдать закон нужно для спасения. Это все портит, и желание подчеркнуть наше отличие срабатывает в гибельную сторону. Заповеди вместо роли, им предназначенной, становятся заменителем Христа при спасении. Об этой роли мы и поговорим в следующих двух пунктах.
Практика: Я верю в спасение только Иисусом или в спасение Иисусом + старанием соблюсти закон? Как верит моя церковь? Получилось ли мне хоть раз «выполнить свою роль» — быть послушным заповедям? Я понимаю, что занимался не тем?
- Закон не дает жизнь, его задача — убить. Текст Галатам 3:19-22 (с. 231 НЗ)
Этот отрывок уже гораздо проще, если не обращать внимания на слова о посреднике (19) и том, что Бог один (20). На уроке лучше и не касаться сути этих спорных текстов, вы больше запутаете слушателей, чем поможете им. Возможно, идея Павла заключается в том, что один Бог стоит и за законом и за спасением. Или же он имеет в виду, что действуя без посредников, один, Бог дал нам не договор, который обязательно соблюдать, а одностороннее обещание о спасении, без наших дел. Как бы то ни было, в этот текст лучше не погружаться слишком глубоко.
Суть же отрывка в том, что предназначение закона – не животворить (21), а совсем наоборот – заключить всех под грехом (22), показать, что все – преступники. Именно это имеется в виду в т. 19, закон дан для выявления преступлений (тут нет идеи, что через 430 лет иудеи или кто бы то ни было начали безудержно грешить и их стали останавливать законом). Закон дан для ухудшения ситуации, для того, чтобы любой, вникнув в заповеди, понял, каким страшным преступником он является. Поэтому несколько странно видеть в наших церквях скрижали, которые с гордостью вынесены на сцену вместо креста (или вместе со крестом). Нормальный христианин, понимающий суть закона, навряд ли сделает так. И он уж точно никогда не заявит, что он хранит или старается соблюдать заповеди.
Закон дан для другого. Для того, чтобы ты, как Давид, поразился тому, что ты понаделал и горевал о своем проступке. Чтобы ты, как Даниил одел вретище и молился о том, что «мы отступили от заповедей Твоих». Это – правильное отношение к закону. Он не для самодовольного хмыканья в сторону других протестантов – вон они какие беззаконники, не то, что я, даже в субботу не работаю – заповедь у меня красным подчеркнута! Самодовольство и упивание тем, что «у нас есть полный закон, включая 2 и 4 заповедь, не то, то у них» — показатель того, что ты по-настоящему с заповедями никогда не сталкивался, и никогда их не понимал. Они тебя раздавят, уничтожат, унизят. Ты никогда не поставишь их на стену, туда ты поместишь Того, кто спасет тебя из этого страшного униженного состояния. О Нем – в следующем пункте урока.
Практика: Сколько заповедей я сейчас соблюдаю? Какие для меня самые сложные и какие – самые простые? Я горжусь тем, что знаю закон, перед другими – язычниками и плохими христианами? Я хоть раз испытывал, как закон может обличить?
- Закон ставит диагноз и ведет к Врачу. Текст Галатам 3:23-25 (с. 231 НЗ)
Последний отрывок показывает механизм, который мы практически не понимаем. К счастью, у галатов была такая же ошибка, и мы можем поучиться у них. Автор письма пишет, что закон сковывает нас, как преступников, муками совести, для того, чтобы появилась вера (23). Он – детоводитель (24), то есть гувернант, который после своего урока отдаст человека в руки Иисуса.
Если говорить в терминах болезни и лечения, то закон – это рентгеновский аппарат, который внезапно показывает, что ты весь, от макушки до пяток пропитан опухолью греха. Тебе плохо от полученной информации, но в этом и заключается роль закона – встретившись с ним, твое настроение и не должно улучшиться, наоборот! В этот момент ты погружаешься в кризис и понимаешь, что тебе нужен Врач. Он пересадит Себя на место твоих опухолей. Вот и все.
Мы же похожи на странных людей, которые с чего-то решили, что рентгеновский аппарат лечит, раз на него дают направление, и мы хвалимся друг перед другом, сколько облучений мы себе сделали, как это важно раз в день приходить и делать флюорографию. Кстати, ведь совсем не обязательно проходить через это чистилище регулярно, вполне возможно, что кому-то будет нужно одного толчка к Иисусу, и этот человек будет ходить с Ним. Кому то нужно больше, кому-то меньше, закон нельзя прописывать. Это средство, полезное до тех пор, пока ты не с Иисусом. А когда ты с Ним, ты научишься слушать Духа и получать обличения уже от Него. Поэтому Павел пишет о водительстве закона как о том, что было в прошедшем времени, до пришествия веры (23). То есть, правила, данные Богом – прекрасная вещь для того, чтобы увидеть, что мы им не соответствуем. Но не стоит слишком долго оставаться на них, разбираясь, что грех, а что не грех – есть другой, более продуктивный способ получения информации, обличений и прощения. Напрямую у Иисуса.
Поэтому нет никакого смысла использовать правила для получения спасения в христианстве – они нужны лишь для начального импульса, для нужды в Иисусе.
Практика: Я уже прошел путь от закона ко Христу? Как я обычно узнаю о своих грехах – читаю закон, мне говорят, я чувствую совестью? Как часто нужно проходить этот путь унижения законом? Как часто это нужно мне?
Вывод. Чтобы правильно относиться к данному Богом закону, нам нужно:
— понять, что он вообще не играет роли в спасении, там все делает Иисус;
— почувствовать, что заповеди дают нам характеристику полностью испорченных людей;
— увидев необходимость изменений, идти к Тому, кто исцеляет, и не возвращаться назад.
Урок № 6 Мы продолжаем читать 3 главу послания Апостола Павла к галатам с 15 по 20 стих. Этот отрывок можно разделить условно на четыре части в каждой, из которых Павел говорит по очереди о завещании, обетовании, законе и евангелии.
15 стих: речь идёт о завещании, которое составляют люди, чтобы их имуществом ( землёй, недвижимостью) после их смерти законно владели их дети (потомки). Для того чтобы попасть в завещание мне нужно просто быть членом этой семьи (родиться тут) в этом нет никакой моей заслуги, так как мы не выбираем ни родителей, ни страну, ни место, ни даже время нашего рождения. Завещание односторонний акт воли. Павел пишет о том, что он по рождению был римским гражданином, а кому-то приходилось «лезть из кожи вон», чтобы заполучить это гражданство. В принципе нужно очень сильно постараться, чтобы не попасть в завещание или быть из него исключённым. Если завещание правильно оформлено (заверено) то его никто не может изменить.
16 стих: речь идёт об обещании, которое Бог дал Аврааму, оно касалось благословения (завета) лично для него и также относилось к его семени. Авраам назван отцом множества народов и отцом всех верующих. Как и в случае с избранием Израильского народа Авраам ничем не заслужил это право быть другом Божьим. Кого избирать и призывать решает лично, Сам Бог, по своему свободному волеизъявлению: «кого хочет милует, а кого хочет ожесточает». И завет с Авраамом Бог тоже заключает в одностороннем порядке, ничего не требуя взамен от патриарха. Апостол замечает, что данное обстоятельство остаётся в силе до прихода Семени. Принятие закона на Синае не отменило данного обетования.
17 стих: Павел пишет о законе. Закон противоположен Божьему обещанию: так как действует по принципу, выполнил условия (работу, оказал услугу) получил за это плату. Это уже не даром, тут уже присутствуют две стороны, которые договариваются между собой. Ходил месяц на работу (почасовая оплата) или выполнил заказ (сдельная) и в конце месяца получи то, что тебе причитается по контракту. В мире действует множество законов, касательно пенсий, зарплат, субсидии, стипендий и т.д., которые регламентируют каждый шаг нашей жизни. Все они действуют на определённых условиях: должен быть гарант этого закона (в нашем случае это государство), закон должен вступить в силу и должны быть выполнены условия другой стороной для получения того, что гарантировано этим законом. Все наши законы имеют время своего принятия (дату опубликования в печати) и срок действия (пока не отменит его парламент или не «канут в лету» вместе со страной). К законам принимается много поправок, и мы видим, что те законы, которые действовали в СССР, сейчас уже не действуют (отменены). Чтобы действовали принятые парламентом законы (чтобы они прижились), нужно приложить массу усилий. Для чего и были созданы все силовые структуры, которые в случае неповиновения закону, вынуждены оштрафовать или изолировать бунтаря из общества.
В промежутке мы имеем человека, который оставляет после себя завещание по причине своей смертности, Авраама, который получает от Бога обещание о благословении для себя и своих потомков, к которому стремится каждый из живущих на земле, общество, которое нуждается в законах и множит их с удесятерённой силой в надежде сделать счастливыми своих граждан, и галатов, которые оказались на раздорожье между законом и благодатью.
19-20 стихи Павел Пишет о пришествии Семени, о Котором Бог говорил Аврааму. Здесь как и в первых двух случаях инициатором заключения завета (мы называем его Новым) выступает Сам Бог (Иисус). Почему я могу претендовать на данное Богом завещание? Потому что пришёл обещанный Отпрыск (семя Авраамово) и сделал меня частью семьи Авраама, его сыном. Бог заключает этот завет без посредников, напрямую как с Авраамом. Единственное что Он ожидает от нас это доверия Ему. Павел писал в начале своего послания, что и они (апостолы) и ангелы могут говорить «не то» Евангелие. Что же говорить про «посредников», которые читают и толкуют Евангелие каждый на свой лад. Поэтому так важно каждому из нас общаться с Богом напрямую, без ангелов и посредников. В итоге мы имеем завещание, обетование, закон и евангелие. И здесь как в супермаркете, каждый из нас выбирает то, что ему больше по душе: положиться на то, что было сделано Богом для меня или продолжать совершать спасение своими силами.