5 урок от ПА: ВЕРА В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
5 урок по письму Галатам: ВЕРА В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
В этом уроке мы посмотрим на то, как человек получает спасение, и в тексте Писания нам будут предложены верный и неверный пути к этому.
Проблемы проведения урока:
Возможно, обращение к «вере в Ветхом Завете» будет не самой главной темой, которая встречается в нашем отрывке. Да, с 6 текста Павел вспомнит про время, когда Авраам был принят и одобрен Богом. Но в начале отрывка рассказывается совершенно о другом – о важном для нас личном опыте христиан, их знакомстве с Иисусом, случившимся безо всяких обрядов. А потом – будет говорить о законе с точки зрения современности. Поэтому назвать отрывок исследованием веры в Ветхом завете будет неправильно. Через все тексты проходит не тема того, что Павел любил читать и цитировать Библию, не особое отношение Галатов или кого бы там ни было к Ветхому Завету. Любой, кто будет свободен от предпосылок, прочитав этот отрывочек Писания, поймет, что общая тема отрывка – борьба с законом. Несколько раз нас убеждают, что спасаться законом нельзя. Но мы же не можем вынести закон в заглавие темы! Вдруг кто-нибудь случайно подумает, что закон не нужно соблюдать! Так мы переходим с основной темы, о которой говорит Слово, на изучения посторонних вещей, типа того, любил ли Павел Ветхий Завет, цитировал ли его десятки раз или все тысячи, и тп.
Нам, к счастью, не нужно угождать людям или знаменитейшим авторитетам, и поэтому мы можем спокойно брать из Библии именно то, о чем она говорит. Поэтому мы посмотрим на более актуальные для нас вещи. Рассказывая об Аврааме, Ветхом Завете и Законе, автор письма делает это по какой-то причине – что-то его слушатели делают не так, и он пытается их поправить. Идентифицировав эту причину, мы можем обнаружить, что спасение по правилам – такая же привлекательная для современных адвентистов вещь, какой она была для жителей Галатии. Поэтому мы выберем именно спасение из-за соблюдения правил или спасение из-за встречи с Богом главной темой нашего сегодняшнего урока.
Главный вопрос: От чего я получаю самое большое удовлетворение в моем христианстве: из-за того, что я правильно живу или из-за того, что я встретил Иисуса?
Ломка льда: Как вы думаете, почему в некоторых ветвях христианства популярны монастыри? Почему люди поселяются там? Вы бы хотели туда переселиться?
- Личный опыт. Текст Галатам 3:1-5 (с. 230 НЗ)
В пяти первых текстах главы мы фиксируем негодование Павла из-за того, что галаты, которым он пишет, что-то сделали не так. То, что у них было, они променяли на суррогат. И здесь самое главное для нас разобраться, что у людей было, и какой подделкой они заменили спасение. Насколько мы можем понять по тексту, христианам в галатийских церквях не требовалось что-то дополнительное. В их жизни был опыт правильного понимания того, как к ним относится Иисус (1), само Божье присутствие (2) и даже сверхъестественные знамения этого присутствия (5). Христиане были вполне довольны и удовлетворены от общения с Богом. И все это они получили без каких-то дополнительных усилий.
И поэтому Павла расстроило то, что христиане забыли то, что было в их жизни, и стали искать удовлетворения в «делах закона» (2,5). То есть, в исполнении каких-то традиций, обрядов и напридуманных дополнительных правил. Нельзя сказать, что эта работа безрезультатна и бесполезна. Когда тебе ставят условием спасения принесение второй десятины, ты в это веришь, и, поднатужившись – приносишь ее и получаешь удовлетворение, так как угодил Богу (по крайней мере, ты так думаешь). То же самое случается при выполнении любого правила, которое ты себе придумал. Так священники «не оскверняются», отказавшись войти к Пилату для осуждения Иисуса. Или так они соблюдают субботу, заставив перебить ноги висевшим на кресте. Мораль тут ни при чем. Когда ты сам придумываешь себе «дело закона», совесть даже не включается, тебе просто нужно выполнить это дело и ты будешь считать (и чувствовать), что ты спасен, или не выполнить – и ты погибнешь. Уже тысячелетия у всех тех, кто на самом деле старается – все получается.
Этот способ получить удовлетворение от религии гораздо проще, чем от построения отношений, потому что с отношениями не всегда все легко. И если говорить о нашей церкви, то подавляющее большинство людей в ней просто «выполняют заповеди», — как они думают. Не работают в субботу, не едят кроликов, не танцуют – и довольны именно этим, а не какой-то странной дружбой с Иисусом, с которым непонятно даже, как говорить. У них все проще: я выполнил – Он благословил. Я не выполнил – Он не благословил. И таких людей среди нас – большинство.
Практика: Мое христианство – это религия дел или религия отношений с Богом? Когда я получаю удовлетворение и радость – от чего они приходят? От встречи с Ним или выполнения правил? Какого удовольствия легче достичь?
- Верный путь (Авраам). Текст Галатам 3:6-9 (с. 231 НЗ)
Этот отрывок перечеркивает представление, укоренившееся в умах множества верующих. Всегда и везде людям говорят, что «Ветхий Завет был основан на послушании, Бог выкатил человеку правила, а тот должен был их соблюсти. Ну, раз не получилось, то Бог дал ему ягнят в жертву как запасной выход». Примерно таким образом мы думаем о верующих тех времен, и «подгоняем» под свою традицию все истории, в том числе историю Авраама. Мы думаем, что он был послушным Богу, выполнял правила, поэтому и считается верующим и попадет на небо. Если я буду вести себя так же, выполняя правила, то и меня Бог спасет.
Наш отрывок полностью перечеркивает это искаженное представление о спасении. Текст говорит, что еще до всяких правил Бог решает встретить ничем не достойного язычника Авраама и благословить его (8). Тот соглашается на благоловение – и, в общем то, в этом заключается суть любого завета с Богом, и суть спасения – хоть новозаветного, хоть ветхозаветного. Не нужно примешивать сюда никакие правила, мы все равно никогда их не выполним, и ни одну из 10 заповедей не соблюдем.
Таким образом, автор хочет сказать нам, что принцип спасения был, есть и будет одним и тем же. Верующим становятся именно так: без заслуг встретив Бога и приняв Его благословение. Дети Авраама – идущие именно этим путем. Мы же считаем, что дитем Авраама можно стать, если загонять себя в рамки, петь исключительно затхлые псалмы, одеваться во все нафталиновое, или скопировав какой-нибудь Суккот или Песах, вот тогда то мы прикоснемся к тому, что Бог имел в виду! Ничего подобного. Верующие – это те, кто делают, как отец всех верующих.
В нашей субкультуре такой подход к спасению называют баптизмом и чернят его, потому что на асд слишком сильно давят заповеди, висящие на их сценах вместо креста. Нам нужно оправдать свои отличия, и поэтому мы начинаем придумывать, что соблюдаем закон (об этом мы поговорим в следующем пункте). На самом деле все понимают, что ничего соблюсти не получается, но тем не менее, «делают вид». При приведении доказательств «соблюдаем» меняется на «стараемся соблюсти».
Практика: По моему мнению, как спасались люди в Ветхом завете? Бог даст мне награду за то, что я буду Ему послушен? Или за что? Я чувствую, что к простому принятию подарка от Бога мне нужно что-то сделать? Что?
- Неверный путь (Закон). Текст Галатам 3:10-14 (с. 231 НЗ)
В завершающем отрывке текста мы читаем о противоположном, неверном пути, которым пошли церкви Павла, да и мы тоже. Это попытка получить одобрение за то, что ты исполнил правила, в данном случае – закон. Оказывается, в изобретенном нами «легком способе» получить удовлетворение в религии есть подводные камни.
Во-первых, это проклятие (в Синодальном переводе – клятва). Получается, что надо соблюдать не какие-то придуманные нами правила, типа мега-пожертвований или диеты, а для спасения нужно соблюсти ВСЁ из книги закона (10). Так что получить легкое удовлетворение не получится. К тому же, наши любимые правила надо соблюдать не с момента когда мы их придумали, и не «стараться» — а без исключений, выходных и перерывов исполнять всё ПОСТОЯННО (10). От рождения до последнего вздоха. Иначе ты считаешься нарушителем, и подлежишь проклятию (смерти). Это должно охладить пыл любителей «строгого подхода» к религии.
Во-вторых, оказывается, что закон не имеет ничего общего с верой и верующими (12). Христос нужен нарушителям правил, грешникам, он стал проклятием именно за них (13). Получается, что это совершенно другой поход к спасению, и смешивать одно с другим не стоит. То, что ты после 40 лет беспросветных грехов начал не ходить на работу в субботу (при этом злясь, ненавидя осуждая, и в ту же субботу толком не общаясь с Богом) исполнителем заповедей тебя не делает – ты заблуждаешься.
И по-серьезному заблуждается церковь, которая на своих интернет страницах и в книжках заявляет, что она «соблюдает все заповеди, включая 4-ю». Этим мы вводим самих себя в заблуждение, думая, что нам, наконец то, это удалось (каким то коллективным образом). Кстати, точно таким же заблуждением является глупость о том, что перед Пришествием адвентисты сумеют соблюсти все, что надо. Причем, даже без Божьей помощи. Это очень характерное учение, в котором показано, что Бог нам и не нужен, наша религия – не о Нем, не об отношениях с Ним и не о любви к Нему. Она о соблюдении удобных нам правил.
Практика: Когда я в последний раз был доволен, что смог что-то соблюсти? Это было Божье правило или придуманное мной? После этого я чувствовал себя выше других или нет? Когда ко мне приходит фантазия, что меня спасут за послушание? Или это правда?
Вывод. Для того, чтобы быть верующими в Иисуса, нам нужно:
— увидеть, что в христианстве есть два подхода к спасению: верный и фальшивый;
— согласиться принять дар, который дан нам в Иисусе;
— не искушаться фантазиями о том, что мы спасемся исполнением каких-то правил.
+ Комментариев пока нет
Добавьте свой