С ЧЕМ МЫ РАССТАЛИСЬ
#прошлое_общин #перемены #оставленные_традиции
Со временем некоторые вполне привычные и даже любимые нами вещи уходят из нашей жизни. Вы вряд ли встретите людей, кипятящих чай в самоваре, или слушающих любимую мелодию на катушечном магнитофоне (да и на кассетном тоже). А тот, кто зашел в магазин с авоськой вместо полиэтиленового пакета, скорее всего, вызовет вопросы к его психическому здоровью или привязанности к алкоголю.
Церковь – это одно из самых консервативных сообществ на земле, но и в ней из-за меняющейся жизни некоторые вещи неумолимо уходят в прошлое. Есть вещи, с которыми мы уже расстались за те недолгие годы, что знакомы с ней.
1 Сборники гимнов.
Большинство церквей, и крупных, и мелких, уже поняли, что гораздо удобнее петь с экрана. При этом можно менять слова, добавлять какие угодно песни (раньше их бережно переписывали на листочки и вставляли в книжки), да и уставившиеся в пол христиане пели по-другому, чем поднявшие головы к небу.
2 Костюмы и галстуки.
Еще десятилетие назад у христианина, идущего на богослужение, была «спецодежда». Как бы мы не держались и не пропагандировали дресс-код, большинство братьев стали ходить, как им удобно. Очередь за сестрами.
3 Большие кафедры.
Если раньше кафедра была сооружением, из-за которого у некоторых людей, обделенных ростом, торчала одна лишь голова, то сегодня эти сооружения исчезают. Из-за экранов на сцене, или из-за идеологии открытости.
4 Служения на неделе.
Об этом можно сожалеть, но многочисленные разборы СШ, молитвенные, встречи субботы и другие мероприятия, раньше рассредоточенные по неделе, сегодня сконцентрированы в одной субботе. Это дань нашей занятости.
5 Люди на сцене.
Это действо напоминало президиумы партсобраний, и, к счастью, пережило их не долго. Открывающие, закрывающие и прочие официальные лица, сидевшие «на всякий случай» на сцене за спиной проповедующего, куда-то ушли.
6 Посещение на дому.
Непрошеным гостям больше не радуются так сильно, как это бывало когда-то. Даже если это братья, сестры или служители. Есть обоснованное мнение, что посещения на дому в наши дни приносят больше вреда, чем пользы.
7 Программы.
Несколько лет назад все в церкви крутилось вокруг программ, которые безапелляционно «поставлялись» сверху. Малые группы, ДВД, 1+1, Пятидесятница 2000 и тп. Они продолжают приходить и сегодня, но христиане уже перестали так сильно в них верить. Возможно, это шаг в сторону самостоятельности общин.
8 Книжные лавки.
Нельзя сказать, что христиане меньше интересуются духовными вещами – они читают короткие статьи в интернете или смотрят там видеоролики. Просто другим стал их способ восприятия информации, это уже не толстые книги.
9 В очереди стоят синодальный перевод, хоры, членские и, возможно, что-то еще, о чем сложно делать прогнозы.
О переменах можно сокрушаться, ностальгировать и вспоминать о «старых добрых временах», но даже хорошие вещи, оставшиеся в прошлом, не трагедия. Когда-то Бог использовал для общения с людьми храм и священников, потом стал гораздо ближе.
Давайте же следовать за Его присутствием, а не за тем, к чему мы просто привыкли.
Галаты первая глава.
Церковь довольно таки консервативная организация с этим не поспоришь. Иногда кажется, что не произойди разделение на Сифитов и Каинитов мы бы до сих пор жили бы в пещерах и разводили бы овец, освещая свои жилища кострами. Несмотря на старание некоторых агитаторов от религии(как я понимаю с самыми наилучшими пожеланиями) показать, что сегодняшняя цивилизация своими успехами целиком и полностью обязана христианским учёным и изобретателям (у них выходит, что все они были протестантами), положа руку на сердце нужно сказать, что не было бы у нас ни телевидения, ни интернета, ни спутников, ни телефонов, ни прочих нужных приборов (да и вообще целых отраслей промышленности, науки и искусства), так как до сих пор не умолкают у нас споры насколько нужны они верующему человеку? (Прочитайте хотя бы у Вандемана, как он укорачивал шнур питания от своего телевизора, пока не решился похоронить его в саду).
Я уже молчу про операции на сердце, наркоз и прочие медицинские услуги, которые казались крайне анти- христинскими и богопротивными в прошлом веке. Жизнь не стоит на месте, делаются открытия, появляются новые изобретения и церковь (святые отцы) сталкивается с дилеммой как к этому всему относится, потому, как паства начинает задавать довольно таки неудобные вопросы и уже сказать, что в телевизоре (компьютере, телефоне) бес сидит и это всё от сатаны довольно таки неудобно. Как быть с эвтаназией, имплантами, чипами,ГМО,прививками,биопаспортами,НЛП и т.д.и.т.п.
Стихи 1-5 И тут мы сталкиваемся с тремя подходами. Раньше у нас в церкви, начитавшись очень умных религиозных книг, любили говорить, если не знаешь, как поступить представь на своём месте Иисуса, что бы Он сделал, столкнувшись с такой дилеммой? Ну и выходило, что как-то дико представить Иисуса в джинсах с мобилой и плеером в ушах да ещё с ноутбуком на плече, поэтому это всё отпадало само собой.
Решение задачи, таким образом, зависело от того, к какому крылу в церкви ты принадлежал, и насколько развито у тебя было воображение (смотри книгу «Хижина»). А, спросив у самого Иисуса как-то, не выходило получить ответ из первых рук. Потом тебя посылали к библии как к Слову Божьему, мол, в нём ищи ответ на свой вопрос. Но мы то знаем, сколько человек столько и мнений (у разных конфессий) толкований на тот или иной стих. Поэтому апостол Павел выделяет в первой главе своего послания такие категории людей:
Стихи 6-9. Люди приверженцы старой школы или консерваторы (в данном случае приверженцы Моисея). Характеризуются тем, что не хотят ничего менять, изменяться сами (верность традициям отцов) и стараются сохранить в таком же положении и общину (в ежовых рукавицах). Тоскуют по старым, добрым советским временам, как было хорошо в то время: в церкви и дисциплина и порядок и любили все друг дружку и собирались почти каждый день ( и небо голубее и трава зеленее). И всё было понятно, где истинная церковь, а где Вавилон. И интернета этого не было, люди читали только то, что было одобрено конференцией, что прошло цензуру(соответственно и единство мнений было) , а сейчас читают статейки и смотрят видео, что поносит церковь. Нехорошо всё это. Одним словом христианское ГКЧП.
Стихи 10-17 Люди новаторы (ап. Павел, Лютер). Люди, которые пытаются применить новаторские подходы к благовестию, и к церковной жизни в нашей быстро меняющейся среде обитания и культуре. Стремление вернуться к истокам Евангелия, его простоте и чистоте, откинуть всё лишнее, неважное, (традиции, неверные взгляды, обряды) что прилипло с течением времени, и стало частью церковной жизни и тормозит её развитие и рост, и мешает приходу новых людей, которые видят в нас фанатиков, которые сидят (ожидая воскресного закона), сложив руки и ничего не делают, боясь Божьего суда (сосредоточившись на заповедях «не делай») и не приносят никакой пользы ни миру, ни обществу и ни себе. Обвиняют католиков (масонов),и видят во всём всемирный заговор.
Стихи 18-24 Люди межзаветного периода (середины) или компромисса. Люди, которые пытаются примирить две выше названные группы верующих, склоняясь к компромиссу то с одной то с другой стороной (апостол Пётр ситуация с язычниками). Здесь всё не так просто и однозначно как кажется. Потому, что, боясь авторитетов, нам приходится иногда кривить душой и поступать так, как велят святые отцы, именуемые сами себя «божьими помазанниками», чтобы не попасть под каток репрессий и не лишиться членства в церкви остатка. Так оступившиеся члены церкви, открывшие для себя, что нет повторного крещения в библии ( в ЦР всё написано «вилами по воде» на этот счёт), вынуждены проходить ещё раз эту же процедуру по мудрому совету пастора (или так или никак).Так апостол Павел упрекнувший Петра в лицемерии вынужден был по приходу в Иерусалим пойти в храм и принести жертву, ибо его так попросили
уважаемые люди. С чего и начался его крестный путь на эшафот. Так в год Реформации исключают из церкви неугодных людей (реформаторов), задававших неудобные вопросы и высказывавших сомнение в доктринах церкви.