КАК ПРОПОВЕДОВАЛИ В РАННЕЙ ЦЕРКВИ?
#история_христианства #ранняя_церковь #миссионерство
Более правдоподобно то, что Павел использовал для своего обращения к массам в первое время (согласно Луке) синагогу (в Дамаске 9:20; предположительно также в Иерусалиме 9:29; Саламине 13:5; Писидии Антиохийской 13:14, 44; Иконии 14:1; Салониках 17:1; Верии 17:10; Афинах 17:17; Коринфе 18:4 и Ефесе 18:19; 19:8). Но этом месте делал он это не часто (ведь его позже изгоняли ревнители), поэтому он избрал для своей миссионерской кампании обычные дома: дом Лидии в Филиппах (16:15, 40) Тита Иуста в Коринфе (18:7) среди неназванных христиан в Троаде (20:5-11), а также среди христиан в Ефесе (20:20).
Другие места, где Павел имел возможность проповедовать и учить, как кажется, имеют характер скорее случайный, окказиональный: резиденция проконсула Сергия Павла (13:6-12); у городских ворот в Листре (14:7; 15-18); лекционных зал Тиранна в Ефесе (19:9-10), а также в претории в Кесарии (24:24-26; 25:23-27).
Но одно из самых регулярных и типичных мест, где Павел реализовывал свою миссию — это было рабочее место, мастерская Павла по изготовлению палаток.
Не все философы того времени позволяли себе спуститься «к массам» и на рабочем месте в духе Сократа говорить о высоком и горнем. Это была как раз таки одна из жалоб Плутарха, которую он выразил в одном из своих политических трактатов, что де не все философы способны к социализации.
Противоположность тому — киники. В отличии от других философов, которые жертвовали публичностью ради создания приватных школ в формате гимназий (тут они и теряли популярность и универсальность) киника, такого как Диоген, можно было бы найти в разных местах: на базаре, в гимназии, в банях, в таверне, на играх, словом — повсюду. Даже в бочке. 🙂
Только вот трудиться киники как-то бурно не желали. Их философия не особо побуждала человека к труду и даже делала этот труд не таким уж и необходимым: природа давала фрукты и овощи, а зеленая листва предоставляла еду и кровать. Источники — воду. Города давали баню, а в храмах можно было бы постираться. В случае крайней нужды киники клянчали у прохожих деньги. В классическом случае они могли бы, вместо увещеваний, напротив, только отговорить ремесленника от его работы и отойти от суеты городских дел.
Поэтому такой отрывок из Павла, когда он пишет в Салонику (1 Фесс. 2:9), что посреди ночи и дня он трудился ради проповеди Евангелия, скорее всего говорит не о бессонных ночах апостола (многие комментаторы любят это понимать так, как если бы ночью Павел зарабатывал на хлеб, а днем — проповедовал — попробовали бы они сами так…), а о том, что во время своей работы Павел активно солидаризировался и социализировался с окружающими его людьми.
Виктор Шлёнкин
+ Комментариев пока нет
Добавьте свой