Христианское групповое мышление. Как быть?
Как писатель я часто делюсь мыслями, которые, как я знаю, раздражают людей из моей маленькой консервативной церкви. Я всегда утешался тем фактом, что в любом случае никто в церкви не читает мои работы.
Но все совершенно изменилось в тот день, когда один парень несколько раз поднял наболевшую для меня тему, и я понял, что он прочел одну из моих публикаций, раздосадовался и пытался косвенно перевоспитать меня. К счастью, у меня хватило ума не проглотить наживку, но все же я ушел с чувством уязвимости.
Приходилось ли вам когда-нибудь во время беседы в малой группе или во время уроков по изучению Библии ощущать, что вам лучше придержать свое мнение при себе? Возможно, тема крутилась вокруг социальной проблемы или политического кандидата, и вы знали, что ваше противоположное мнение произведет эффект поедания сэндвича с запеченной свиной грудинкой во время празднования бар-мицвы. При этом вы расстраивались, потому что знали, что ваша точка зрения могла бы привнести ценную перспективу к теме… И, сидя среди этих людей, вы испытывали сильное одиночество.
Большинство не всегда право
Весь Новый Завет повествует об израильском народе, который верит, что обладает полнотой понимания Писания, Кем является Бог и что Он требует от них. Когда появляется пророк (который в итоге оказывается Самим Богом) и говорит им обратное, они убивают Его – имея полную и окончательную убежденность, что они совершенно правы в своем богословии и действиях.
Две тысячи лет спустя церковь часто занимает такую же высокомерную позицию, что и фарисеи с саддукеями. Мы совершенно уверены, что более не существует вопросов без определенных ответов. Так как многие христиане существуют в пузыре личной позиции или идеи, они воспринимают воображаемое единодушие как подтверждение своей правоты.
Влияние культуры
Если мы выросли в обществе, которое насаждает определённое библейское толкование или политическую позицию, которые якобы совпадают с Божьей точкой зрения, мы принимаем это. Такое положение вещей закостеневает в общении с теми, кто разделяет те же идеи. Вполне естественно немедленно отклонить незнакомую или противоположную идею – даже если она правильна. Чтобы выслушать нечто противоречащее и при этом подумать: «Постой-ка, дай-ка я выслушаю до конца», требуются зрелость и самообладание.
В то мгновение, когда мы осознаем, что не согласны с нашим сообществом, мы сталкиваемся с выбором: говорить или же промолчать? Выбор не настолько прост, как кажется. Чему можно научиться из Евангелий, так это тому, что в мире слепых быть зрячим – это сумасшествие.
Возможно ли поддерживать христианское единство несмотря на несогласие по важным вопросам? Был ли Иисус просто наивным, когда молился за христиан в Евангелии от Иоанна 17:20–21: «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня».
Христианское групповое мышление
Шаблонное мышление присуще не только христианам. Все культурно и философски скоординированные группы тяготеют к определенной степени уподобления мнений своих членов. Просто мы не должны принимать это за характеристику нашей веры. Мы должны подходить друг к другу со смирением и хранить наши истины с чувством убеждения и открытыми сердцами. В конце концов, если Иисус хотел убедить вас, что ваше мнение ошибочно, каким бы образом Он сделал это? Скорее всего, через обличение вашего брата или сестры.
Заглушить расхожие мнения – намеренно или нет – это обречь себя (или их) на неверные предположения, толкования и богословия.
Ниже приводятся восемь признаков того, что ваша церковь, группа или общество впало в нездоровую и опасную форму группового мышления.
1. Споры или различие во мнениях отвергаются
Все очевидно изначально. Вы реагируете на обсуждение альтернативной точки зрения и практически слышите малейший скрип, так как все резко замолкают. Внезапно все взгляды направлены на вас. Вас поправляют в нескольких словах, а затем становится очевидным, что обсуждение темы закрыто.
2. Конформизм считается добродетелью
Если вы евангельский верующий, который когда-либо посещал группу по изучению Торы, то у вас, подобно мне, просто произойдет взрыв мозга. Я бывал там несколько раз и уходил с чувством, что христианам следовало бы перенять этот метод.
Во многих группах раввин обсуждает отрывок, а затем каждый принимает активное участие. Иногда возникает спор по поводу важности и смысла отрывка, бывают случаи, когда люди быстро приходят к единому знаменателю. В конечном итоге, смысл всего сводится не к тому, чтобы авторитетное в наших кругах лицо делилось со всеми правильным толкованием. Смысл в обществе Божьем, которое собирается вокруг священного текста и совместно выявляет его значение.
Конформизм – это до такой степени огромная доля евангельской культуры, что иногда сложно определить, когда он выходит за рамки допустимого.
3. Раскольников берут на заметку или от них избавляются
Я бывал в ситуациях, когда дискуссии заканчивались словами: «Тебе нужно сейчас же вернуться к истокам». Конечно же, мне необходимо быть достаточно открытым, чтобы мои мнения или взгляды подвергались сомнениям – в конце концов, у меня также есть сферы, в которых я ошибаюсь. Но довольно легко определить, когда кому-то важнее исправить меня, чем на самом деле понять мою позицию.
Иногда требуется помощь, чтобы понять, заинтересован человек в обсуждении различий или просто пытается отчитать вас? Просто обратите внимание на то, насколько им интересно понять вашу точку зрения. Если вас пытаются отчитать, то эти люди обычно не желают знать, почему вы верите так, как верите. Вместо того они скажут вам: «В Библии ясно говорится…»
Вашим следующим вопросом должен быть: «А что произойдет, если я не соглашусь?»
4. Отрицательное стереотипное восприятие посторонних и людей несогласных
Можно сразу же определить, насколько безопасной является группа по тому, как в ней отзываются о других. Очерняют ли людей, которые не согласны по различным мнениям? Разделяют ли людей на группы и стереотипы? Или же людей обобщают на основании одного или двух лакмусовых «тестов веры»? Осторожно.
5. Не приветствуются комплексные обсуждения
Крайне редко вещи настолько однозначны, как мы предполагаем. Общество подает признаки нездоровья, когда его члены утрачивают способность признавать сложносочиненную природу социальных проблем, политики или Библейских толкований. Как только мы допускаем, что идеи очевидны, скорее всего, мы развиваем опасную форму двойственного мышления.
6. Самоцензура – это форма самообороны
Как только мы начинаем перепроверять, что говорим в нашем сообществе веры, – это уже сигнал о проблеме. Решение не озвучивать определенное мнение, потому что мы боимся реакции других, – это признак, что общество рушится. Печально то, что если мнение, которое я не выскажу, неверное, то я никогда об этом не узнаю, но если оно все же правильное, то вы не узнаете об этом.
7. Единодушие предполагается по умолчанию
Я не знаю, как часто слышал от других членов церкви что-то, полагая, что я по умолчанию разделяю их точку зрения просто на основании того, что: «Слушай, но ведь здесь мы же все христиане?»
Но печальная истина заключается в том, что и я так же поступал в отношении других. Помню, как однажды сидел с группой друзей-христиан, мы смеялись, но я не подозревал, что тем самым ранил одного из нас. Мы никогда не должны полагать, что если у нас всех есть Иисус, то мы имеем одинаковые мнения во всем.
8. Новые идеи воспринимаются с гневом
Иногда я подвергаю сомнению статус кво и оказываюсь совершенно неподготовленным к извержению злобных реакций. Когда предполагается, что все в согласии, то люди практически не воспринимают идеологического «предателя» в своей среде.
Охватывая разрушенное сообщество
Лично я принял решение с любовью отстаивать свою точку зрения в сообществах веры, а не пытаться найти некое волшебное царство, в котором все будут согласны с тем, как я думаю. Но я знаю, что эту статью читают люди из совершенно нездоровых церквей, где это не совсем приемлемый вариант. Надеюсь, вы сможете воспользоваться некоторыми из этих симптомов как сигналом к тому, что вам необходимо принять здравое решение.
Все мы заслуживаем того, чтобы поклоняться Иисусу там, где нам позволяют отстаивать основные вопросы веры.
Оригинал: Джейсон Д. Брэдли, relevantmagazine.com
Перевод: Людмила Сиренко, для emmanuil.tv
+ Комментариев пока нет
Добавьте свой