БИБЛИЯ И ГОМОСЕКСУАЛЬНОСТЬ, часть 2.
БИБЛИЯ И ГОМОСЕКСУАЛЬНОСТЬ, часть 2.
Шесть мест Писания
Что это за шесть мест? Три из них находятся в Ветхом Завете, три – в Новом. Я буду рассматривать их по порядку их появления в Писании. В Ветхом Завете это история разрушения Содома и Гоморры в Быт. 19 и два запрета в книге Левит, в восемнадцатой и двадцатой главах. В Новом – это отрывок из первой главы Послания Римлянам и два греческих слова-определения из 1 Кор. 6 и 1 Тим. 1 соответственно.
Бытие, 19
Для начала посмотрим на девятнадцатую главу книги Бытие, описывающую разрушение Содома и Гоморры. Бог и два ангела пришли в человеческом облике посетить Авраама и Сару к их шатру около Мертвого Моря. Авраам и Сара не поняли сразу, кто именно к ним пришел, но тем не менее, проявили щедрое гостеприимство. В середине главы Авраам начинает понимать, Кто перед ним находится, слыша: «Вопль против Содома и Гоморры так велик и их грех настолько серьезен (мучителен), что Я сойду и посмотрю – так ли плохо то, что они сделали, как велик вопль на них. Племянник Авраама Лот и семья Лота, жили в Содоме, и Авраам договорился в Богом, что город не будет разрушен, если там найдется десять праведников.
Итак, двое ангелов прибывают в Содом, все также в образе людей. Лот приглашает их провести ночь в своем доме и готовит для них пищу. Но вначале четвертого стиха мы читаем следующее: «Незадолго до их отхода ко сну все жители города Содом, молодые и старые, окружили дом. Они кричали Лоту: Где люди, которые пришли к тебе сегодня? Выведи их к нам, чтобы нам совокупиться с ними. Лот вышел к ним, закрыл за собой дверь и сказал: «Нет, друзья мои, не делайте этого зла. Посмотрите: вот у меня есть дочери никогда не спавшие с мужчинами. Давайте я их выведу к вам, и вы сделаете с ними что захотите. Но не делайте ничего этим людям, потому что они пришли под защиту моего дома. Но эти люди продолжали угрожать, и ангелы поразили их слепотой. Лот и его семья затем бежали из города, и Бог разрушил Содом и Гоморру огнем и серой.
Разрушение Содома и Гоморры изначально никак не связывалось с сексуальностью, несмотря на присутствие в этой истории сексуального компонента. Но, начиная со средних веков, стали появляться верования, что одной из причин разрушения Содома были гомосексуальные связи. Эта поздняя интерпретация прижилась и стала причиной возникновения английского термина «содомия», которая технически относилась к любой сексуальной активности, не приводящей к деторождению, но чаще всего в истории применялась к мужским однополым отношениям. Но в настоящее время это уже не господствующая интерпретация данного отрывка. И то, что она на протяжении последнего времени связывается с гомосексуальностью, не означает, что эта интерпретация несет именно то, чему учит сама Библия.
В этом отрывке содомляне угрожали групповым изнасилованием ангелам, гостям Лота, поэтому такое поведение лишь немного похоже на однополое. Но это – единственная нить, связывающая данный отрывок с гомосексуальностью в целом. И огромная пропасть лежит между организованным групповым насилием и осознанными, моногамными и полными любви взаимоотношениями. Никто в церкви, или где бы то ни было, не призывает к одобрению деятельности организованных банд насильников, которая резко отличается от того, о чем мы говорим здесь.
Кто-то скажет: «Желанием содомлян было насилие над мужчинами, и это значит, они были геями. И налицо их желание однополого секса, а не только желание насилия. Все это явилось поводом к наказанию». Но такое групповое насилие было широко применяемой практикой оскорбления и агрессии в военном деле и в других противостояниях в древнем мире. И это не имело никакого отношения к сексуальной ориентации и влечению. Ставилась задача опозорить и победить. И это – верный фон для толкования Быт. 19. И он заметно контрастирует с двумя описаниями гостеприимства Авраама и Сары (из Быт. 18) и собственного гостеприимства Лота, проявленного в этом же отрывке. Действия содомлян являли их жестокое и безжалостное отношение к посторонним (аутсайдерам) и никак не говорят нам об их сексуальной ориентации.
Действительно, Содом и Гоморра более двадцати раз упоминаются в последующих книгах Библии, иногда с детальными комментариями о том, в чем заключались их грехи. Но гомосексуальность ни разу не упоминается в связи с ними. В книге Иезекииль, 16:49 пророк цитирует слова Божии: «Вот в чем был грех твоей сестры, Содомы – она и ее дочери были высокомерны, пресыщены и равнодушны, они не помогали бедному и нуждающемуся». Итак, Сам Бог в книге Иезекииля провозглашает, что грехом Содома было высокомерие и бездействие по отношению к бедным. В десятых главах Евангелий от Матфея и Луки Иисус ассоциирует грех Содома с негостеприимством по отношению к Его ученикам. Из двадцати упоминаний Содома и Гоморры во всем Писании, лишь одно связывает их грехи с сексуальными проступками (в целом). Послание Иуды, стих седьмой, утверждает, что они «предались сексуальной нечистоте и извращениям». Но существует множество форм такой нечистоты и извращений. И если брать этот стих как указание на толпу насильников из Быт. 19, то это не будет иметь никакого отношения к тем взаимоотношениям, которые мы здесь обсуждаем. В настоящее время широко признано школами обоих сторон этих дебатов, что история Содома и Гоморры не предоставляет библейских доказательств в поддержку верования, что гомосексуальность греховна.
Левит, 18 и 20
Но наши следующие два стиха из книги Левит, – «Не ложись с мужчиной как с женщиной, это мерзость», – до сих пор часто используются в поддержку этого толкования и могут рассматриваться как более подходящие к нашей теме, чем история о банде насильников, и заслуживают внимания и тщательного исследования. Немного отвлечемся и посмотрим на контекст. Левит – это третья книга Библии. Если по порядку – это Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Начиная с Исхода, и вплоть до Второзакония, Бог дает израильтянам закон, содержащий всего шестьсот тринадцать правил.
Книга Левит, в первую очередь, поднимает церемониальные вопросы, относящиеся к богослужебным практикам в скинии – различные жертвоприношения и их принесение, чистая и нечистая пища, болезни и карантин, сексуальные табу и правила для священников. Восемнадцатая глава книги Левит содержит перечень половых запретов, а двадцатая дополняет его списком соответствующих наказаний. В этих главах мужские однополые сношения запрещаются, и нарушителям в наказание присуждается смерть. Это Левит, 18:22 и 20:13. Там написано: «Не ложись с мужчиной как с женщиной, это мерзость» и «Если мужчина ляжет с мужчиной как с женщиной, они оба совершили мерзость; они должны быть преданы смерти, кровь их на них».
Ну вот, вроде всё ясно. И на этом месте для многих библейские дебаты заканчиваются. Удивительно, но многие так и продолжают верить, что эти три стиха сформировали сердцевину богословских дебатов о гомосексуальности. Они на самом деле являются следующими по значимости после отрывка из Рим. 1. И причина тому не в том, что их значение неясно, а в том, что их контекст Ветхозаветного Закона делает их неприменимыми к христианству. Большая часть Нового Завета обращена к теме важности Ветхозаветного Закона для ново-образующейся христианской церкви. Когда язычники были впервые приняты в сферу, прежде занятую исключительно иудейской верой, поднялись жестокие дебаты и разделения между христианами-иудеями о том, должны ли новообращенные язычники следовать закону со всеми его шестьюстами тринадцатью правилами. И в четырнадцатой главе Деяний мы читаем, как разрешился этот спор. В 49 году н.э. раннехристианские руководители собрались на совет, называемый «Иерусалимский собор». И они постановили, что ветхозаветный закон не будет связывать новообращенных из язычников. Самыми культурно-значимыми аспектами закона были кодекс о кошерной пище и практика обрезания мужчин. Но после принятия постановления Иерусалимского Собора даже эти столпы иудейской идентичности и культуры престали применяться к христианам. Несмотря на то, что это сегодня наиболее распространенный аргумент, нет причин думать, что те два стиха из закона в книге Левит всё еще применимы к христианам, а более значимые части закона – нет.
В Послании Галатам, шестой главе, Павел заходит так далеко, что заявляет: обрезание и не-обрезание не значат ничего. Он называет Ветхозаветный Закон «кандалами раба» и увещевает христиан больше не обременяться им. В Послании Колоссянам, во второй главе, Павел пишет, что через Христа, простившему нам все грехи, стершему все написанное, с правилами, которые были против нас и противостояли нам; Он их упразднил, пригвоздив ко кресту. В Евангелиях Христос описывает Себя как «исполнение (или завершение) закона». И в Рим. 10:4 Павел пишет: «Христос – конец закона». Евр. 8:13 утверждает, что Ветхий Завет теперь упразднен, потому что Христос – основа Нового Завета, освобождающего христиан от системы Ветхозаветного Закона, бóльшая часть которого была адресована древним израильтянам, их сообществу и формировала их уникальную богослужебную систему. Христиане всегда рассматривали книгу Левит (в частности) как неприменимую к ним в свете Христова завершения Закона. Поэтому, если считать верным, что Левит запрещает мужские однополые отношения, то он также запрещает великое множество других поступков, действий и видов пищи, которые христиане не считают запрещенными для себя. К примеру, одиннадцатая глава Левит запрещает употребление в пищу свинины, креветок и омаров, и церковь не считает это греховным. Девятнадцатая глава Левит запрещает сеянье двух видов семян на одном поле, ношение одежды, сотканной из двух видов материала и состригание висков. Христиане никогда не считали что-либо из перечисленного греховным, т.к. Христос своей смертью на кресте освободил от того, что Павел называет «кандалами раба». На нас не распространяется Ветхозаветный Закон.
Но Ветхозаветный Закон содержит и некоторые правила, которые христиане продолжают соблюдать – это Десять Заповедей, например. И поэтому, говорят, что Левит 18:22 и 20:13 (запреты на мужские однополые сексуальные отношения) должны быть также исключением из этого правила и не потеряли силу сегодня в отношении христиан. Выдвигают три аргумента к этой позиции.
Первый – это ближайший контекст данных стихов: эти главы книги Левит также запрещают супружескую измену, инцест, скотоложство: всё это по-прежнему считается греховным, поэтому и гомосексуальность тоже должна сюда относиться. Но через три стиха после запрета на однополые отношения, следует запрет на отношения с женщиной в менструальный период (18:19), и это также названо «мерзостью» в завершении главы. Однако, это не считают греховным для христиан и относят, скорее, к правилам о церемониальной нечистоте для древних израильтян. И все остальные категории запретов в этих главах – на супружескую измену, инцест, скотоложство – повторяются несколько раз через весь Ветхий Завет в Законе и вне его: это книги Исход, Числа, Второзаконие и Иезекииль. Но запрет на мужские однополые отношения появляется только в Левите среди множества других запретов, которые христиане не применяют к себе.
Далее, если Левит называет это мерзостью, и если это было мерзостью тогда, то не может быть добрым делом сейчас. Термин «мерзость» применяется к очень широкому спектру явлений в Ветхом Завете – употребление в пищу моллюсков (Лев. 11), крольчатины или свинины (Втор. 14). Всё это, как и отношения с женщиной во время ее менструаций названо мерзостью. Термин «мерзость» первоначально использован в Ветхом Завете в отношении обычаев соседских народов, резко отличающихся от обычаев израильтян. Вот почему в Быт. 43:32 сказано, что для египтян принимать пищу с евреем было мерзостью, и почему Исх. 8:26 сообщает, что для израильтян принести жертву вблизи дворца фараона было бы мерзостью. Конечно же, с израильским жертвоприношением всё в порядке. Проблема в обоих случаях одна: стирание грани между чисто израильскими обычаями и иноземными. Природа термина «мерзость» в Ветхом Завете несомненно, находится культурной плоскости; он определяет религиозные и культурные границы между Израилем и другими народами. Но он не определяет, что по своей сути хорошо или плохо, верно или неверно. И поэтому многое из того, к чему применялись запреты ветхозаветного закона, на протяжении долгого времени практикуется и принято в христианстве.
«Хорошо, но наказание – смерть, значит, такое поведение определенно является скверным и мы также должны расценивать его как греховное». Но при таком подходе упускается серьезность и других наказаний в Ветхозаветном Законе. При нависших над израильтянами угрозах голода, болезней, внутренних разногласий, нападения соседних народов, было важным установление порядка и единства. И почти все наказания Ветхого Завета шокируют нас своей радикальностью. Пара, имевшая интимные отношения во время менструаций, должна была надолго покинуть общество. Если дочь священника предалась проституции, ее надо было сжечь на столбе. Упомянувший имя Господа напрасно подлежал не просто выговору, а забиванию камнями. И каждый не подчиняющийся родителям также должен был побиваться камнями. Даже некоторые действия, которые мы не относим к категории аморальных, также карались смертью в Ветхом Завете. Согласно Исх. 35:2, работа в субботу была страшным проступком. И в Иез. 18 наказание смертью полагалось всякому, кто берет проценты за заем. И это также названо мерзостью в конце главы. Поэтому, только из-за того, что какое-то действие наказывается смертью в Ветхом Завете, оно не остается греховным для христиан. В этом подходе обнаруживается слишком много противоречий, чтобы считать его надежным и действенным. Фундаментальный же христианский подход к сотням правил и запретов ветхозаветного Закона уже более двух тысячелетий видит их исполнившимися в смерти Христа, и нет стоящих причин, чтобы стихам из книги Левит 18:22 и 20:13 быть исключением из этого правила.
Итак, кажется, эти три отрывка из Ветхого Завета при ближайшем рассмотрении не дают убедительных аргументов против любовных отношений христиан-геев.
В третьей части мы исследуем тексты из Нового Завета.
Что имеем из статей /пока ещё двух/: 1. Любая попытка протащить фразу «гомосексуализм — это не так плохо как кажется» — должна караться огнём и мечом. Это — ненормальность и однозначный грех. Тут же стоит оговориться: грех не больший и не меньший, чем алкоголизм, курение, и вожделенные взгляды на противоположный пол. Или, простите циничный сарказм, на свой собственный. Удивлю, но и не больший, чем вспылить на жену в разгар рабочего дня. ИМХО, следует разделять данных людей на больных /в конце концов, болезнь от тебя не зависит/ и распущенных. Существуют люди-гермафродиты /благодаря генетическим патологиям/, от рождения обладающими признаками обоих полов. Интересно, как к ним бы относились в церкви? Вопрос гораздо сложнее, чем может показаться: Имеет ли подобный человек /да, искажённый грехом, впрочем, как и все мы/ право на счастье, в том числе и духовное….
От Мэла я узнал, что гомосексуализм — это не случайный выбор стиля жизни, как я легкомысленно полагал. Как Мэл описывает в своей книге, он ощущал гомосексуальные позывы с подросткового возраста, отчаянно пытался их в себе подавить и, будучи подростком, страстно желал «вылечиться». Он постился, молился, подвергался ритуалу помазания. Он прошел через обряды изгнания бесов, как под руководством протестантов, так и католиков. Он записался на прохождение лечения посредством выработки у человека отрицательного рефлекса, во время которого его били электрическим током каждый раз, когда он чувствовал возбуждение при взгляде на фотографии мужчин. На некоторое время химическая терапия сделала его заторможенным, и он почти перестал адекватно воспринимать действительность. Но са мое главное, Мэл отчаянно не хотел быть геем.Я вспоминаю один телефонный звонок, разбудивший меня среди ночи. Не позаботившись о том, чтобы представиться, Мэл сказал тусклым голосом: «Я стою на балконе шестого этажа, глядя на Тихий океан. У тебя есть десять минут, чтобы объяснить мне, почему я не должен прыгнуть». Это не было просто трюком, который должен был привлечь мое внимание; не так давно Мэлу почти удалась попытка покончить с собой, пустив себе кровь. Я умолял его, используя все личные экзистенциальные и теологические аргументы, которые только могли придти мне в голову спросонья. Слава Богу, Мэл не прыгнул.Ф. Янси «Что удивительного в благодати».