Урок 3 от ПА. Три опасных качества Бога
3 урок по книге Иова (главы 7-9): Три опасных качества Бога
В этом уроке мы обратим внимание на упоминаемые Иовом три Божьих характеристики, которые затрудняют наши отношения с Ним.
Проблемы проведения урока:
В этот раз мы не будем анализировать текст урочника – там все еще разбираются с женой Иова и вполне понятными для прочтения первой и второй главами книги. Мы же вступаем на «терра инкогнита» — часть Библии, которую средний адвентист осознанно не читает вообще НИКОГДА. Мы лишь говорим, что «ВСЁ Писание богодухновенно и полезно», но сами в это ни капельки не верим. «Белые пятна» в наших Библиях доказывают, что мы ее не только не изучаем, но и просто не читаем, и есть целые книги, которых мы не понимаем. Именно поэтому урочник топчется на 1-2 и 42 главах и не сильно лезет дальше. Он еще будет выхватывать фразы типа «Искупитель мой жив», но надеяться на упоминание контекста и понимание того, к чему это говорилось, не приходится. Смысл книги остается неясным. Мы ковыряемся в детальках, не видя целого.
Мы же проходим Библию последовательно, как и обещали, по три главы в каждом уроке. Чтобы не запутаться, мы освежим содержание прочтенного:
1и 2 главы в этом не нуждаются, там описано главное событие. 3 глава – это чувства, которыми Иов делится с друзьями. 4 и 5 главы – речь Елифаза. В ней он делает красивое, но ложное заявление о Боге, и всячески пытается его доказать. Об этом был наш прошлый урок. 6 глава – начало ответа Иова, в котором он передает разочарование от слов друзей и заявляет, что лжет не он, а Елифаз.
Сегодняшний урок состоит из 7, 8 и 9 глав. В 7 главе Иов впервые в книге начинает говорить о Боге не в третьем лице, а напрямую. Он разочарован друзьями, и понимает, что говорить нужно не с ними, а с Ответственным за его проблему. 8 – речь Вилдада. Он говорит мягче первого друга, не обвиняя Иова, но тех, кто пострадал – его детей. Затем Вилдад говорит о том, что у забывших Бога нет крепкого основания. Именно с этим (а не со всей речью) согласится Иов в 9 главе. Там же он упомянет еще два качества Бога, которые не позволяют ему напрямую строить с Ним отношения. Их мы и будем изучать.
Главный вопрос: Что в Боге заставляет нас порой держаться от Него подальше? Как можно преодолеть нашу с Ним разницу и стремиться к Нему?
Ломка льда: Встречал ли вы дружбу или брак «слишком разных» людей? Такое бывает? Лучше, чтобы такие люди были одинаковыми или все-же разными?
- Его всеведение и наша ограниченность. Текст Иов 7:17-21 (с. 543 ВЗ — 563 в н. пер.)
В текстах, что мы прочитали, Иов продолжает прямой разговор с Богом, начавшийся в т. 7. Мы не берем всю главу потому, что нам важно отметить лишь суть, главные вехи из того, что смущало нашего героя в тот момент в его прямых отношениях с Творцом.
Первую проблему в своих отношениях с Богом Иов описывает словами, схожими с книгой псалмов, и совершенно противоположными по значению этой книге и нашему пониманию. Если мы читаем эти слова (что есть человек… 17) обычно с некоторым умилением, и думаем, что они описывают незаслуженное внимание со стороны Бога, то здесь все наоборот. Герой этими словами говорит – кто я такой, что Ты обращаешь на меня внимание и продолжаешь мучить (19)? Я не хочу Твоего столь активного участия в моей жизни, прекрати вмешательство, отойди от меня.
Принцип, который можно взять из этого отрывка, относится не только к страданиям, но к любому кризису. Мы не хотим отношений с Богом, когда Он делает то, что мы не понимаем. Здесь сталкиваются две наши разные с Богом черты: Он всеведущ и знает, что делает с нами, а мы ограничены – и для нас происходящее — пытка. Если мы не понимаем Бога, то мы не хотим с Ним общаться, нам лучше, чтобы Он прекратил Свои действия или вообще ушел. Так делает богатый юноша, не поняв, зачем ему все эти лишения. Так Иоанна Креститель засобирался «искать другого» вместо Агнца. С непонятным Богом не очень-то хочется поддерживать связь. Иногда это кажется почти невозможным.
Лекарство от этой проблемы достаточно известно нам, хотя говорить о нем проще, чем принять в нужный момент. Это доверие. И чтобы в момент, когда «разольются реки» ты знал, за что хвататься, тебе нужно разрабатывать его сейчас. Доверие не возникает в момент, когда твой отец ударом толкает тебя в спину или тащит куда – то без объяснений. Только знание, что он не желает тебе зла, помогает подчиниться и дождаться момента, когда станет ясным, что он спасал тебя от несущейся на тебя машины. Это, например, понимает Иосиф, когда говорит, что Бог спас его семью от голода в Египте. Мы же в подавляющем большинстве случаев не успеваем дойти до этого осознания того, что делал Бог – мы с Ним расстаемся раньше этого.
Практика: Когда я в последний раз ссорился с Богом и не хотел Его видеть? Из-за чего это произошло? Что из Его действий в моей жизни я сейчас не понимаю? Мне нужно перестать об этом думать и мечтать, или нужно добиться у Бога ответов? Что можно сделать, чтобы мое доверие к Богу выросло? Как обычно растет мое доверие?
- Его всемогущество и наше бессилие. Текст Иов 9:8-18 (с. 544 ВЗ)
Второй отрывок показывает нам другую непреодолимую разницу между Богом и нами. Иов рассказывает о том, что мы с Богом выступаем в разных весовых категориях: мы грудные младенцы, а Он, по сравнению с нами, натренированный спецназовец – суперчеловек. Именно это различие в силе и возможностях и имеет в виду наш герой, говоря, что встретился с Тем, кто играет созвездиями (9) и двигает горы (5). И похоже, что Ему нет до меня никакого дела (16).
Разница здесь во встрече Его неограниченной мощи, всемогущества и нашего бессилия. В этом смысле мы Ему не чета. Встретившись с Его делом, ты понимаешь, что ты – никто, сопротивление бесполезно. Это очень хорошо показано в истории Ионы, когда Бог швыряет сперва его корабль, а потом рыбу, пока непослушный не согласится подчиниться. Иона так и делает, когда ему выворачивают руки. У адвентистов в этом пункте есть большущая проблема, они считают своего Бога карманным. Он ничего не может сделать, не спросив разрешения у них. Он даже не может спасать какого-нибудь беднягу, пока за него не начнет ходатайствовать кто-нибудь из верных адвентистов. А до этого Бог сидит и у него «связаны руки», потому что сатана или еще кто-то про Него что-то скажут и все пропало. Это издержки странного учения о великой борьбе, в которой Бог ничем не управляет, а только ходит и пытается погасить слухи о Себе Самом.
Библейский Бог несколько другой, Он как раз такой, как сказал Иов (в 40-х главах Он представит себя именно в терминах силы, но мы поговорим об этом позже). Он зовет учеников и они, бросив семьи и имущество, идут за Ним. Он прекрасно показан сотником, просящим за слугу, который знает, что даже он, приказав, получает ответ, а тем более Бог может сказать слово – и все должны бежать исполнять его. Ему не противостанешь, когда на самом деле с Ним встретишься.
Как не бояться общения с Ним, осознавая всемогущество и силу Бога? Это возможно только когда мы уберем себя из центра вселенной, и согласимся быть творением. Мы и не должны быть наравне с Ним. Он – Господин, а мы – создание, для которого было бы прекрасно слушаться и подчиняться. Самое естественное, что может такое вызвать – любовь. Имея это чувство, ты с удовольствием выполняешь чужие желания
Практика: Мой Бог – далекий или близкий? Сильный или слабый? Ему нужно мое разрешение, чтобы Он начал действовать или Он делает, что хочет, без меня? Когда я в последний раз Ему подчинился? Или Он все время подчиняется мне?
- Его святость и наша греховность. Текст Иов 9:19-22 (с. 544 ВЗ)
Последний отрывок – самый маленький из приведенных нами, он касается вопроса суда, праведности и правоты. Может быть, его стоило бы читать до конца главы, где упоминается посредник как решение проблемы, но выбранные тексты достаточно хорошо передают суть переживания героя. Третья проблема уже не связана с незнанием или силой. В 20 тексте говорится интересная вещь, прекрасно описывающая наше состояние. Иов хочет оправдаться, что он не виноват, но при этом говорит, что он не может быть невинным. Тут имеется в виду греховность человека. Да, он не виноват ни в чем, за что на него нужно было бы напускать беды, гибель семьи и проказу. Но даже сказать пары слов без греха он не может, так что спор о чистоте с Богом совершенно бесполезен.
Принцип, подчеркнутый здесь – столкновение Божьей святости и человеческой греховности. Возможно, это наиболее описанное в Библии явление. Петр, поняв это, просит Иисуса уйти от него. Даниил падает без сил и слов. Исайя вполне оправданно кричит: «горе мне» и описывает те же ощущения – свои нечистые уста и Его святость.
К счастью, эти же отрывки дают нам рецепт излечения: раскаяние и принятие прощения. Петра делают другой личностью, ловцом человеков. Даниила заверяют в том, что его раскаяние принято. Исайю очищают огнем. Все получают главное – прощение и обновление. Тогда в человека вселяется «дерзновение» и он может находиться в Божьем присутствии без ужаса и ощущения обреченности. По сути, с нежеланием встретиться с Богом, выходит, можно бороться, раскаиваясь в своих грехах. Это уберет дискомфорт, который заставляет нас бежать от Него и скрываться в кустах или просто в чертогах своего разума.
Кстати, проблема этого урока может заключаться в том, что ваши слушатели ни разу в жизни с настоящим Богом не встречались, все их молитвы были к «богу из коробочки», и поэтому вам будет сложно донести им идею опасности при встрече с Творцом. Подумайте, как можно будет сделать это на понятном им языке.
Практика: Когда я в последний раз грешил? Неделю назад, месяц, год? Если я ощущаю себя чистым и безгрешным – это значит, что я не встречаюсь с Богом? Об избавлении от какого недостатка я прошу Бога в данный момент?
Вывод. Чтобы Бог не вызвал у нас отторжения и нежелания общаться, нам надо:
— учиться доверяться Ему, поверив в Его хорошее к нам отношение;
— согласиться на роль исполнителя Его воли, стараясь делать это из любви;
— позволить Ему показать наши грехи, признать их и позволить убрать их из нашей жизни.
ОК!