Александр Степанов …Из всего, что проходит под жезлом десятое…

Александр Степанов …Из всего, что проходит под жезлом десятое…


АЛЕКСАНДР СТЕПАНОВ. КРАТКИЕ ПРОГУЛКИ ПО ИЗВЕСТНЫМ ТЕОРИЯМ (мои путевые заметки)

*8* «…Из всего, что проходит под жезлом десятое…» (Лев.27:32)
В связи с тем, что новость о моих служебных приключениях разлетелась достаточно широко, в последние четыре месяца от самых разных добрых людей я получил множество вопросов на различную духовную тематику. Я старался отвечать на эти вопросы в частном порядке, однако некоторые темы счёл нужным затронуть в открытых публикациях на своих страницах в соцсетях, в том числе – и в «Кратких прогулках…».
Среди адресованных мне вопросов неоднократно звучала и просьба – прокомментировать обоснованность утвердившейся в Адвентизме традиции принесения в Церковь десятой части всякого нашего прибытка или дохода. Об этом мы и поговорим сегодня кратко…
Нет никакого секрета в том, что так называемое «возвращение десятины» является одной из значимых ценностей нашей религиозной семьи и большинством прихожан воспринимается как знак доказательства нашей верности Богу. Каждый член Церкви при своём крещении среди прочих обетов обещает пред Богом поддерживать конфессию «десятиной» и добровольными пожертвованиями.
«Святыня Господня», современное «древо познания добра и зла» и прочая сакральная терминология в отношении «десятины» ставит её в особенный ряд наших финансовых приношений в пользу Церкви. Например, согласно освящённой временем традиции, она не может быть расходована на усмотрение жертвователя, её не может применить на собственные нужды местная община, но полная сумма всей этой статьи всегда аккуратно передаётся местными общинами в вышестоящую централизованную организацию. Правы ли мы в этом?
Если отбросить в сторону терминологию «обкрадывания-необкрадывания» Бога и прочий «таинственный туман», нам останется внятно сказать, что в нашей духовной семье таким образом принято поддерживать распространение нашего вероучения, включая содержание штатных сотрудников организации (священства), посвятивших себя евангельскому служению. Действительно ли это служение евангельское – вопрос отдельный, ныне же мы говорим лишь о том, что именно на возвещение Благой Вести мы исправно и от чистого сердца посвящаем десятую часть (и не только) наших семейных доходов. И надо признать, что хорошо и комфортно у всякого человека на душе, когда он осмысленно участвует в общем добром деле, однако ещё лучше, когда мы твёрдо уверены в том, что своими финансами мы поддерживаем воистину богоугодное дело.
Между тем стоит также признать и то, что Новый Завет не даёт основания для того, чтобы обязывать христиан поддерживать религиозные нужды своей конфессии «возвращением десятины». Поощрять верующих к жертвенности – пожалуйста, но принуждать «доказывать верность» Богу принесением десятой части – никак!
Новозаветное учение на этот предмет провозглашает следующее: «Пусть каждый даст, СКОЛЬКО ЕМУ ПОДСКАЖЕТ СЕРДЦЕ, но без уныния и без принуждения. Ведь «Бог любит дающего с весельем»» (2Кор.9:7, Библия РБО-2011). Таково евангельское учение, предлагающее нам в христианской свободе чутко слушать собственное сердце, и без всякого принуждения, привычных «процентов» и уныния поддерживать религиозные и благотворительные нужды.
Очевидно, что Новый Завет достаточно ясно говорит о важности жертвенности и щедрости верующих (см. 2Кор.9:1-11), а скряжничество и жадность не являются атрибутами достойной христианской жизни, даже если их обозвать бережливостью или хозяйской рачительностью.
Нет также никаких сомнений и в том, что проповедующим Евангелие дозволено питаться от проповеди (то есть жить на подаяния уверовавших). ***1Кор.9:13,14, Библия РБО-2011 «Разве вам не известно, что служители Храма кормятся от Храма и те, кто при жертвеннике, имеют право на часть жертвенных приношений? Так и ГОСПОДЬ ПОВЕЛЕЛ ТЕМ, КТО ВОЗВЕЩАЕТ РАДОСТНУЮ ВЕСТЬ, ОТ НЕЁ ПОЛУЧАТЬ СРЕДСТВА К ЖИЗНИ». А потому никто да не укоряет питающихся от возвещения Евангелия Благодати!
Кстати, пользуясь освящаемой мною темой, я откровенно свидетельствую читателю о том, что храню глубокую признательность моим друзьям, родным и единомышленникам за своевременно оказанную моему дому материальную поддержку, позволившую нам уверенно прожить несколько месяцев с момента моего увольнения. На сегодняшний день моя конфессия исполнила по отношению ко мне все свои финансовые обязательства, благодаря этому я смог отдать свои основные долги, а также решить срочные жизненные задачи, и ныне я и моя семья находимся вполне «на плаву». За всё – слава Богу, а всем поучаствовавшим в приключениях моей веры – сердечное спасибо!
Хотя возвещающие Радостную Весть и имеют право получать средства к жизни от её возвещения, всё же правда заключается в том, что ветхозаветный закон об обеспечении левитов никак нельзя «перетянуть» в эпоху «по эту сторону Креста». Это невозможно сделать по той главной причине, что Новый Завет провозглашает отсутствие теологической разницы между прихожанином и пастором, ведь мы от сердца веруем в истину о «священстве всех верующих» (см. 1Пет.2:9). И это ключевое новозаветное изменение относительно древнего иудейского закона.
Святой Павел ясно говорит о том, что центром иудейской религии является понятие о священстве: «Потомков Леви́я, исполняющих службу священников, Закон обязал облагать десятиной народ, то есть своих братьев, хотя они потомки Авраама… Если бы совершенства можно было достигнуть через ЛЕВИТСКОЕ СВЯЩЕНСТВО (ВЕДЬ ЗАКОН БЫЛ ДАН НАРОДУ НА ЕГО ОСНОВЕ), тогда зачем было нужно, чтобы говорилось о появлении другого Священника… ВЕДЬ ПЕРЕМЕНА СВЯЩЕНСТВА НЕИЗБЕЖНО ОЗНАЧАЕТ И ПЕРЕМЕНУ ЗАКОНА» (Евр.7:5,11,12, Библия РБО-2011).
В связи с этим нам стоит признать, что наша адвентистская практика обязательного принесения в Церковь «десятин» (не важно – хороша эта практика или плоха) является лишь эхом иудейского ветхозаветного обычая, а никак не христианским установлением. Более того, существующие ныне системы «возвращения десятин» вовсе не являются исполнением ветхозаветного закона о десятой части, но – лишь порядком, установленным религиозными организациями «по мотивам» этого закона.
Ныне мы практикуем лишь нечто похожее на это древнее иудейское постановление, так как делаем это с существенными отличиями о того, как об этом написано в Библии. Например, ветхозаветная «десятина» приносилась в храм в виде «натуральном», а никак не в денежном. И, как известно дорогому читателю, в те времена, если человек вдруг хотел бы оставить себе что-то десятое из выращенного им на земле урожая, он должен был выкупить это, приложив к стоимости ещё и пятую её часть (см. Лев.27:30-32).
Со скотом было всё ещё сложнее, и к тому ещё большую часть своей истории иудеи приносили «десятину» в храм лишь однажды в год, не говоря уже об отдельных специфических повелениях относительно «десятины» третьего года, приносимой для левитов и бедноты к городским воротам (см. Вт.14:28,29; 26:12,13) и т.д. и т. п. Впрочем, если верить Иосифу Флавию, то сие была уже вторая «десятина», а если покопаться в Талмуде, то там мы обнаружим ещё и третью…
Очевидно, что в эпоху «по эту сторону Креста» по причине изменения закона о священстве неизбежно наступает и устранение закона о «десятине», и поэтому ныне отдавать «Богу Божье» необходимо, вглядываясь в нужды окружающих нас обычных людей, ведь Христос ясно сказал об этом: «…Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, ТО СДЕЛАЛИ МНЕ» (Мф.25:40). А поэтому каждый верующий человек вправе сам лично решить на какие религиозные или благотворительные нужды он будет направлять свою жертвенность, причём – в том эквиваленте от дохода, который подскажет ему его собственное сердце. Ведь мы верим в то, что Дух Божий действует лучше любых предписаний…
В связи с изложенным у нас возникает следующий вопрос: «А правомочна ли тогда религиозная организация Нового Завета учреждать для своих прихожан практику принесения «десятин» «по мотивам» ветхозаветного закона? Если правомочна, то полезно ли для Евангелия такое установление?»
На мой субъективный взгляд, любая организация имеет полное право на наличие своих собственных ценностей, традиций, дресс-кодов и прочего. Вопрос в том, как она это подаёт? Если речь идёт о Церкви, то не спекулирует ли она своим духовным авторитетом? Не манипулирует ли она открытой совестью прихожан, насаждая религиозные страхи и играя на чувстве вины верующих? Если же религиозная организация свои ценности не возводит до уровня прямых Божьих повелений или Его настойчивых ожиданий, если она не «не крутит неистово шарманку» на тему: «Голос Генеральной Конференции – голос Самого Бога», то, как мне кажется, она имеет право на любой кодекс своих внутренних установлений.
Например, Библией напрямую никак не доказать то, что христианину запрещено курить табак, также никак не доказать и то, что выпить немного спиртного на праздник грешно… Однако «по мотивам» Священного Писания, добавляя к библейским текстам о ценности здоровья и важности ясного ума авторитетные медицинские исследования, статистику и прочее, вполне можно построить конфессиональную доктрину о том, что вещи эти (табак и алкоголь) в любых количествах неприемлемы для верующего человека.
Хорошо ли то, что среди ценностей Церкви АСД присутствует полная свобода от табака и алкоголя? Я думаю, что это очень хорошо! У меня к тому ещё есть свои собственные счёты с этими ингредиентами «обыкновенной» жизни! Хороша ли тогда учреждённая Церковью АСД система «возвращения десятин»? Думаю, что хороша и вполне приемлема… Мне кажется также, что она имеет ценность для распространения Евангелия (если конечно проповедуется именно Евангелие, а не конфессиональные особенности)!
Однако я твёрдо уверен в том, что ценности организации необходимо подавать именно как ценности, а не как некий «библейский закон», которым бы измерялась преданность христианина Богу. То есть, никто не имеет ни малейшего права каким бы то ни было образом вызывать в человеке чувство вины из-за того, что тот решил десятую часть своего дохода направить на нужды местной общины или в поддержку детского медицинского центра или, к примеру, – на помощь вдове или на нужды приюта для бездомных.
К сожалению, наша устойчивая конфессиональная традиция – поддерживать в верующем человеке чувство неуверенности в спасении, сформировала в людях такой тип мышления, что наши прихожане вполне могут жить с беспокойством вроде того – «А не отнимет ли Бог у меня участие в вечной жизни, если в этом месяце я свою «десятину» направлю в помощь заболевшему человеку? А не «отгребу» ли я таким моим решением проклятий аж до избытка?»
Как бы то ни было, нам очень стоит отложить в сторону наши сложившиеся стереотипы и откровенно признать, что нет ничего предосудительного в том, что какой-то христианин решил предпочесть поддержку детского онкологического центра обычному «конверту в церковную корзинку». Плохо, если кто-то отдаёт предпочтение тому или другому с тем, чтобы нечто доказать Богу, продемонстрировав Ему собственную верность, сохранить Его расположение или подтвердить своё положение в Его очах. Такие люди находятся в действительной проблеме, ибо всё ещё не доверились благодати Господа, и таки ещё пытаются держать в своих руках вожжи условного мира с Ним. Они всё ещё – контролёры собственного спасения и Божьего к ним отношения…
Замечу также, что нет ничего плохого и в том, если я исправно отделяю десятую часть дохода в поддержку уставных целей конфессии и на содержание семей её штатных сотрудников. Но при этом очень стоит отдавать себе отчёт в том, что такая практика – никакое не «дерево познания добра и зла», и сие – не налог на пользование подаренным Богом спасением… Моё участие или неучастие в этом деле никак и никогда не отменит дар Небес! Это должно происходить без всякого напряжения, без принуждения и без уныния, но «с весельем»! Так написано!
Самое же важное, что должен помнить верующий на фоне этой темы, это то, что Богу нужен он весь, а никак не какая-то часть его жизни или доходов. К сожалению, так бывает, что человек «возвращает» Богу «десятину» или посвящает седьмую часть времени (субботу) исключительно как налог или вменённую ему обязанность, без всякого участия собственного сердца. А остальным (моим собственным), дескать, буду распоряжаться сам без всякого Его участия… Помните приснопамятную оду «О чужих деньгах в Вашем кошельке»? Я Ему отдал то, что Его, а теперь пусть изводит плодожорку и колорадского жука на моём огороде… Написано ведь у Малахии-пророка: «Испытайте…». В свете Евангелия Благодати такая религия убийственна…
Если к этому добавить ещё и то, что нас учат безрассудству о том, что Отец якобы не принимает людей с изъянами характера, а только – хороших и исправившихся, то вообще суть Евангелия перекашивается до уровня сделок с Богом и торгово-рыночных отношений с Ним. А ведь Бог искупил нас Себе целостно со всем нашим «хорошим» и «плохим», мы нужны Ему целиком и полностью, а не только хорошее в нас или какие-то «посвящённые» части чего-то от нас.
Итак, в заключение свидетельствую дорогому читателю о том, что на протяжении многих лет я держусь правила – направлять четвёртую часть своего дохода на различные религиозные и благотворительные нужды. Таково давнее решение моего сердца и сердца моей жены, и мы намерены держаться его и впредь… По крайней мере пока от этого мы никак и никогда не пострадали (не сочтите, пожалуйста, моё свидетельство за хвастовство, хотя всё же хорошо, когда «левая рука не знает о том, сколько подаёт правая»).
Ещё раз подчёркиваю то, что я уважаю право нашей религиозной организации на утверждение собственных ценностей, но воспринимаю их исключительно как ценности общества, с которым я связан духовными узами, но никак – не в качестве моего религиозного долга.
А главное, чтобы никто из нас никогда не забыл о том, «как велика доброта нашего Господа Иисуса Христа. Он, будучи богат, ради нас стал беден, чтобы Своей бедностью сделать богатыми нас» (см. 2Кор.8:9, Библия РБО-2011).
Да хранит нас Бог от бедности и крохоборства, от нищеты и корыстолюбия!
Да сияет Евангелие Благодати, и да возвещается всюду слава Голгофы!
Аминь!

1 комментарий

Добавьте свой

+ Оставить комментарий

Войти с помощью: