Урок 13 от ПА. Что делать, если Христос долго не возвращается
Урок 13. Как мы должны ожидать? или Что делать, если Христос долго не возвращается.
–––––––––––––––––––
Disclaimer.
Напоминаем вам, что наши комментарии к урокам не являются законченными планами, пригодными к использованию в группах Субботней Школы. Их цель – выявить возможные несоответствия или трудности, с которыми могут столкнуться ведущие. Поэтому мнение автора комментария может не совпадать с вашим.
–––––––––––––––––––
Этот урок вводит в жизнь обычного адвентиста дополнительный авторитет. В темах уходящего квартала мы изучали фразы Елены Уайт, «инициативу больших городов», ну а сегодня, кроме конъюнктурного лозунга «возрождение и преобразование во время ожидания», нам открывают новый источник откровений – Рабочий Курс Генеральной Конференции. Короче, мы изучаем все, что угодно, но только не Писание. И очень странно наблюдать за всем этим, когда на наших урочниках написано: «Пособие по изучению Библии». Довольно сложно не согласиться с тем, что где-то мы свернули не в ту сторону, и заповеди человеческие для нас все-таки важнее и авторитетнее. Скорее всего, нам раз и навсегда надо прекратить «обличать» церкви с многовековой историей за то, что они «основывают свое учение не на Библии». Мы, не дотянувшие до возраста и двухсот лет, уже погрязли в рабочих курсах, традициях, «пунктах» и «инициативах» вместо Писания. Другие конфессии просто-напросто делают то же, что и мы, только чуть дольше и немножко по-другому. Поэтому нам стоило бы вернуться к изучению Библии на богослужениях. При чтении подобных «пособий» мы на самом деле слушаем не голос Божий из Писания, а уже существующую у нас традицию, то есть, лишний раз утверждаемся в том, что мы и так уже делаем. Именно на это было направлено все предыдущее пособие – еще раз проехаться по выбитой годами колее ради укрепления в нашей практике, какой бы она не была: хорошей или плохой. А мы всеми силами, оставаясь в рамках тех же тем и текстов, пытались услышать голос из текста Писания. В этом уроке из многочисленных текстов мы выбрали лишь один библейский отрывок, который удовлетворит всех слушателей (да, он из пособия и соответствует теме) – это второе послание Петра. Мы разделим его на три подтемы, наполним применением, а ведущему останется лишь превратить этот комментарий в дискуссию, приспособленную под потребности его слушателей. Сегодня мы предлагаем вам мы рассмотреть, как на нас повлияла задержка с возвращением Иисуса на Землю, и попытаться понять, что нам теперь делать.
Старт-вопрос: Когда последний раз у вас был «аврал»? Что это было – экзамен, проверка, отчет? Если бы таких событий не случалось, было бы хуже?
- Ожидай правильно.
Текст 2 Пет. 3:3-7
Повествование Петра в этой главе касается задержки с возвращением Иисуса. Интересно, что даже две тысячи лет назад возникала проблема с этим вопросом, тем более остра она для нас. Сегодня то, что мы всегда относили к посторонним людям, касается нас самих. Петр говорит о «наглых ругателях», поступающих по своим желаниям вместо того, чтобы заботиться о Божьем. В нашей реальности не надо ждать, что эти наглые ругатели – какие-то посторонние люди, представители других конфессий или атеисты. Проблема невозвращения Иисуса превращает нас самих в этих персонажей. Ведь это именно мы следим за тем, что в окружающем мире ничего не меняется и нет абсолютно никаких свидетельств Его возвращения. Любой человек, умеющий пользоваться разумом, понимает, что запугивание признаками Пришествия, которое мы широко практиковали для мотивации наших членов церкви, не выдерживает критики. Все эти лиссабонские землетрясения, телегонии, глобальные потепления, лжехристы и прочие ужастики уже не манипулируют людьми, как прежде, наоборот, они вызывают у здравомыслящих людей ухмылку, разочарование, неверие и даже чувство, что их одурачили. Если вы внимательно прочитаете, что об этих событиях говорит Иисус в двадцать четвертой главе Евангелия от Матфея, то увидите, что это – признаки не конца, а, скорее, начала. А постоянные крики «Вот оно уже по всем признакам!» сделали адвентистов гораздо циничнее других христиан. Но мы поднимаем вытекающую отсюда проблему. Невозвращение и обманы несут разочарование – и мы перестаем брать дела и планы Бога в расчет, в нас рождается желание следовать только своим похотям и желаниям. Это то, с чем мы сегодня живем. Нас тянет к комфорту, к каким-то целям, и вообще отдыху от людей, и мы даже не думаем о возможности Пришествия. Мечтаем о чем-то своем, но только не о Встрече. Хотим своего, но не Его возвращения. Сын Человеческий, возвращаясь на землю, не находит на ней веры, Он людям точно так же не нужен, как и при Первом Пришествии. Как же от этого вылечиться? Возможно, поможет последовать рецепту Петра – заметить прошлые дела Божьи. Его действия в истории и в нашей жизни. Замечать Бога или не замечать – это вопрос веры. И современный христианин выгоняет Бога за дверь, не отвечая на его стук. Это то состояние, которое нам нужно исправлять.
Обсуждение: Я верю в «признаки пришествия»? Когда оно произойдет? Я думаю о нем как о крахе моих планов или как о Встрече с Любимым? Верю ли я в Его возможное скорое возвращение? Как мне, не смотря ни на что, остаться верующим?
- Причина задержки.
Текст 2 Пет. 3:8-9
Этот отрывок раскрывает нам главную причину чересчур отложенного Пришествия. Не нужно отвлекаться и спекулировать на фразе «день как тысяча лет», это всего лишь отсылка к тому, что Бог действует в другом времени, точнее, Он живет вне этого времени, точно так же, как автор книги живет не в том измерении, в котором живут персонажи книги им написанной. Главная мысль Петра не в том, чтобы мы по примеру странных пророков вычисляли дату Пришествия и говорили о семи днях-тысячелетиях. Суть текста сводится к мысли, почему же Бог не вернулся. Не потому, что мы не проповедуем, не потому, что мы «не возродились и не преобразились». Наконец, не потому, что какие-то пророчества еще не исполнились и не пускают Его на землю. Милосердие – вот причина Его неявки. Он хочет, чтобы люди раскаялись в том плохом, что они делают. Другими словами, Бог медленно (а на наш взгляд, чересчур медленно) работает над нами, чтобы мы поняли свои ошибки, захотели жить по-другому, и дали Ему шанс изменить нас. Он не действует радикально, уничтожая или заставляя, Он дает духовный рост для того, чтобы мы захотели спасения. Если рассмотреть идею-фикс всех адвентистов «Как приблизить Пришествие», то она неосуществима выполнением указов сверху, проповедями и переходом на воду и злаки. Она – только в раскаянии, поиске своих ошибок! Чтобы понять разницу между Ним и нами и применить урок к нашей жизни, нужно увидеть, что мы по отношению к окружающим – не такие терпеливые. Если нам нужно, чтобы другой поменялся, мы никогда не даем времени. Мы знаем, что человеку надо спастись, и готовы огнем и железом впихивать ему спасение. В средние века не уверовавшего как надо отправляли на пытки, а мы для благой цели унижаем, глумимся, ругаем, манипулируем теми, кто попал под нашу власть – супругами, детьми и зависимыми от нас друзьями и коллегами. Инквизиция не умерла, она просто стала менее кровавой, но более изощренной. Мы нетерпеливо заталкиваем перемены в глотку попавшемуся в наши руки – ведь это же для благой цели! Почему мы так делаем? Только лишь потому, что у Бога больше времени, а нам надо успеть спасти человека в сжатые сроки? Или потому, что мы гораздо властнее и деспотичнее? Он ждет и терпит, а мы заставляем людей меняться во мгновение ока.
Обсуждение: Что, на мой взгляд, «задерживает» Пришествие? Чем я могу его «ускорить»? Работой над неверными, работой над собой? Я позволяю другим расти или устраиваю поступающим неправильно инквизицию? Как мне измениться?
- Вектор изменения.
Текст 2 Пет. 3:10-14
В завершающем отрывке показана цель, к которой стоило бы стремиться христианам, живущим перед Пришествием. Мы уже сказали, что они отличаются цинизмом по отношению к сверхъестественному и занятостью своими, а не Божьими, делами. Текст письма говорит о том, как все земное однажды разрушится. Тут нас должно волновать не только имущество, в которое мы сейчас вкладываем нашу жизнь (сгорят «все земные дела»). Ожидается, что человек будет сделан из несколько «другого теста», что в нем будет нечто небесное, неразрушающееся, вечное. Остаток главы намекает на святую жизнь и благочестие, обновление и правду, неоскверненность и непорочность и так далее. Иными словами, спасенный живет иначе, по тем самым странным небесным правилам. И неупотребление свинины, одевание наших тел в белый-верх-черный-низ с воспеванием песенок постарее тут совершенно ни при чем. Все это к небу не имеет никакого отношения. Перестройка разума на другой образ мыслей – вот что важно. Такие люди противоположны людям из первого пункта (руководимым полностью своими желаниями без оглядки на желания Божьи), они как раз постоянно ищут руководства Богом. Поэтому у них и растут честность, совестливость и лучшие отношения с окружающими. А первых вы легко заметите даже в церкви – они идут по головам, подавляют непохожих и заставляют всех слушаться. Так они исполняют свои мечты. Поэтому проблема с задержкой Иисуса решается не нагнетанием ситуации новыми признаками Пришествия и страхом, не поиском того, кто не проповедует и не забивает людям почтовые ящики, не манипулированием чувством вины, и тем более, не бесконечными попытками заставить себя ждать этого события и высчитывать времена и сроки. Все это ведет к разочарованию и охладеванию веры, таких людей вокруг нас полно, а возможно, мы и сами такие. Эта проблема решается советом, описанным в семнадцатом и восемнадцатом стихах: чтобы не отпасть – нужно лучше узнавать Иисуса. Увидев, какой Он, почувствовав благодать Его любви, человек наполняется пробудившейся ответной любовью. Он будет желать неба.
Обсуждение: Есть ли во мне что-нибудь «небесное»? Что именно? Есть ли в моей церкви «земное»? Что это – обряды и символы или стремление к власти и подавление другого? Как я «познаю Иисуса»? Когда я это делал в последний раз?
Главный вопрос: И все же, как на нас влияет такая большая задержка Второго Пришествия Христа? Что нам делать, чтобы не разлюбить задержавшегося Иисуса?
Вывод. Чтобы дождаться Иисуса, не потеряв навсегда веру, нам нужно: перестать нагнетать обстановку, сосредотачиваясь на временах и сроках; принять ошибки, открытые Богом и быть терпеливыми к окружающим; приобретать «небесную природу», лучше узнавая Иисуса.
Спасибо!