Урок 3 от ПА. Религия милости
Урок 3. Справедливость и милосердие в Ветхом Завете, ч. 1. Религия милости.
Сегодняшний урок наглядно покажет нам эффект, который христианство должно оказать на наше отношение к людям вокруг нас. Три сегодняшних отрывка покажут, что именно Бог подразумевал в качестве главного признака Своей религии. И во всех трех случаях мы обнаружим ошибки, которые делают наше вероисповедание неприемлемым для Него. Но для начала обзор подводных камушков. Видите ли, есть проторенные пути, завершение которых – совсем не такое, как мы ожидали (см. Притчи 14:12). Для ведущего урока субботней школы одним из таких путей является чтение в библейском тексте того, чего там нет. Или вкрапление в тему обязательных для любого адвентиста штампов. Последние два урока – неплохой пример подобного прибрежного рифа: в заявленную тему уроков вписываются доктрины, которые адвентисты седьмого дня должны знать назубок. При этом говорит о них Писание здесь, или не говорит вообще – нам все равно. В прошлый урок (о владычестве) таким образом были вставлены 10 заповедей, и только весьма изощренный разум может объяснить присутствие этой доктрины в теме о восстановлении власти над природой. В этом уроке таким же образом наличествует доктрина об универсальности субботы, которая «укрепит наши отношения с Богом, и, таким образом, сблизит нас с людьми» (см. подтему за понедельник). Непонятно, почему нам недостаточно урочников про доктрины, и зачем наполнять этими пунктами абсолютно все. Ведь, как результат мы получаем интересных, а точнее, очень странных и даже зомбированных христиан: в любом тексте Писания они ищут подтверждение своим взглядам или же средство для борьбы с оппонентами – они читают все через призму нечистой пищи и здорового образа жизни, соблюдения субботы или воскресенья, смертности души или ее бессмертия. Писание как таковое уже не является способом отношений с Отцом, оно становится просто сборником вырванных отрывков, которые утверждают их в том, что они выбрали правильную церковную традицию. Поэтому, если мы не хотим испортить наших слушателей, то нам надо менять подход к чтению Писания и к его преподаванию на уроках субботней школы. Если вы честно обратите внимание на эту проблему, то увидите, что и мы, и другие христиане уже испорчены в этом дальше некуда. Постарайтесь не разбиться о рифы поверхностного и неточного ведения урока. Предлагаем вам вот такой основной вопрос на сегодня: Как религия должна отразиться на моих связях с другими людьми, и что делать, если я не вижу, что я стал хоть капельку милосерднее к людям вокруг?
Для разогрева: Влияет ли среда – город, в котором человек живет, учебное заведение, куда он ходил, друзья или работа – на его характер или нет? Было ли такое у вас?
- Выход за пределы церкви.
Текст Ис. 1:11-18
В прочитанном нами отрывке мы видим то, что Бог считает религиозные действия ненужными. Конкретно здесь перечислены разные аспекты богослужений: ветхозаветные праздники, посещения храма, принесение жертв и молитвы. Пророк предупреждает, что они являются бесполезными из-за одной причины, которая описана в шестнадцатом и семнадцатом стихах главы, где показано, на основании чего Бог не принимает богослужения: здесь религия не связана с реальной жизнью. Вера человека, собственно, касается только этих самых богослужений, а в остальное время он не только равнодушен к нуждающимся людям, но вполне успешен в уничтожении других и прочих проявлениях зла. Получается, что мы неправы перед Богом в том, что считаем основой и главным делом веры богослужения. А ведь это то, чем мы живем, то, по чему оцениваем людей – не пришел на богослужение, значит, грешник – и это то, о чем мы проповедуем, ведь в 99% случаев не о Христе – а о том, что «надо прийти к нам в субботу в 10 утра на улицу…». Похоже, мы где-то ошиблись. Центр религии, по словам пророка, это вся человеческая жизнь, а не то, где он сидит пару часов в субботу. На этом основании оценивается, насколько мы стремимся к Богу, и на этом основании мы даже получаем прощение грехов – см. стих 18. Кстати, этот он – один из шедевров нашего искажения Библии – всегда цитируется нами без предыдущих двух. Мы говорим: лишь приди и попроси – простят, а текст говорит: пожелай относиться к людям по другому, пожелай научиться не делать зла и не быть равнодушным – и тогда придет прощение. Это же самое говорил Иоанн Креститель, упоминая про «плоды покаяния». Но даже Иоанн Креститель нам не указ: у нас свое христианство, запертое в стенах молитвенных домов, кричащее от солнечного света, если его вытащить наружу.
Разбирая этот отрывок, было бы неплохо посмотреть, почему для меня неудобны действия из семнадцатого стиха – это станет практическим применением урока и может принести больше пользы, чем все остальное.
Обсуждение: Что в моем христианстве главнее: богослужение или неравнодушие к вдове? Почему мне удобнее считать, что я настоящий в церкви, а не в реальной жизни? Как вывести мою веру из молитвенного дома на улицу?
- Снятие христианских ограничений.
Текст Ис. 58:2-10
Эта история похожа на предыдущую, так как все отрывки мы выбирали из урока, противопоставляя религиозность милосердию, но в ней есть отличие. Тут говорится не о богослужениях, а об аскезе, то есть, религиозных ограничениях. Возможно, упомянутый в тексте пост был популярен во времена Исайи, современный христианин практически не постится, но зато у него есть другие вещи, которыми он «угождает Богу», в чем-то ограничивая себя. Все это делается, чтобы принести Богу удовольствие. В современной церкви, через две с половиной тысячи лет, это проявляется в различных страннейших угождениях Богу: я не буду купаться в субботу, я буду одеваться в мешковину, я не прикоснусь к косметике и украшениям, я буду есть странные невкусные продукты и т.п. – от исполнения всего этого Он будет доволен мной! Характерно для нас и то, что сказал Исайя в стихах третьем и четвертом: наши ограничения ложатся ужасным бременем на всех окружающих – хозяев дома, которые пытаются нас угостить, и которых мы унижаем, что они едят неугодное Богу; людям в церкви, которые одеваются и причесываются не так, как Он хочет; семье, которая устала от нашей переборчивости; молодежи, которая не может улыбаться рядом с нами, ведь «Бохнакажет»! Написанное пророком верно, как никогда: наше «стремление» к Богу невыносимо для всех. Плюс ко всему из-за ограничений никто не становится добрее, поэтому редко кто скажет об адвентистах, что это ласковые, не срывающиеся люди. Писание предлагает нам другие ограничения. Христианство – религия милосердия, поэтому, если ты хочешь угодить Богу и взять на себя аскезу – возьми ее в другом: ограничении своей злобности, своего давления на тех, кто под рукой, ограничении равнодушия. Это и станет действием, угодным Богу. Мы, конечно же, слышали об этом, но делать это не собираемся. Потому что не есть тортик с животными жирами, крича об этом на работе, в семье, среди гостей и в церкви – гораздо проще, чем молча купить такой тортик соседу по площадке. Как и в прошлом пункте – открывать богослужение и петь на нем песни легче, чем перестать напевать слухи о тех, кого я недолюбливаю. Поэтому в нашей церковной культуре, полной ограничений, нужно заменить их ограничениями нашего зла.
Обсуждение: Что я «не делаю» из-за своей веры? Бог доволен этим? Мое не-делание приносит неудобства окружающим? Это их проблема или моя? Как ввести ограничения, не мешающие другим, а улучшающие мое к ним отношение?
- Суббота, которая не запрещает.
Текст Втор. 5:13-15
Текст о субботе мы берем не для того, чтобы доказать оппонентам, что они не правы, собираясь по воскресеньям, и не для того, чтобы доказать, что суббота – для всех, а не для одних евреев. Эти странные мысли, конечно же, возникнут на вашем уроке из-за того, что людей отучили читать Слово для себя, об этом мы говорили во вступлении к уроку. Нас интересует особенность изложения четвертой заповеди в книге Второзаконие. Здесь говорится, что Бог дал ее для освобождения человека: тот был рабом, и его вывели из непрекращающейся каторги. И в четырнадцатом стихе подчеркивается, чтобы ты точно так же освободил сына, дочь, рабов, слуг и всех вокруг себя. Хотя бы разок в неделю.
Это поразительная вещь, ведь в нашей вере суббота противоположна – это свод запрещающих правил, в котором даже не пахнет свободой. Она приходит к нам, как день со списком «нельзя», в ней негативный, а не позитивный заряд. Точно то же самое было у всех народов, которые решили ее серьезно соблюдать: вспомните, как фарисеи возненавидели Иисуса из-за Его колосков, исцелений и разрешения носить тряпки. В Евангелии Он освобождает людей, а фарисеи связывают их. Если вы думаете, что в наше время субботствующие христиане сделали этот день воплощением милости, вы жестоко ошибаетесь. Да, там, может быть, нет работы – но сейчас в субботе столько нервного напряжения и страха сделать шаг влево или вправо, что лучше бы мы спокойно работали.
Причина, конечно, здесь кроется в обожествлении дня, он во многом заменил нам Бога, и средство общения стало центром поклонения. Это не день, когда я вырвался из суеты к Спасителю, это день, когда я встретился с Великим Запретом. Ну и заодно, окружающие меня люди. Было бы неплохо почувствовать тот дух всеобщего освобождения, о котором говорит наш библейский текст. Этот день в настоящей религии – день благословения других за то, что Бог благословил тебя.
Обсуждение: Моя суббота – это больше запреты или позволения? Окружающие чувствуют из-за нее напряжение или они отдыхают? Как мне «помнить этот день», чтобы он приносил другим радость? Что для этого я мог бы сделать сегодня?
Вывод. Все подпункты, которые мы сегодня изучили, приглашают нас пересмотреть религию. Ее центром становится человек, не замкнутый на своем богослужении, аскезе или субботе, а открывшийся новым отношениям, на которые он вдохновлен примером Иисуса. Вот отправные точки для изменения: понять, что поклонение Богу происходит не на богослужении, а всегда; ограничивать себя не в еде или питье, а в вываливающейся на других злобе; попробовать жить так, чтобы окружающие чувствовали благо от нашей религии.
ОК!