Обличение
Бывает, человек приходит ко мне и говорит, что курит, сквернословит, ведет порочный образ жизни, и я, как хороший священник, должен сказать ему: «Чадо, это грех!» Но разве это – мой главный долг? Раз он пришел и сказал мне об этом, значит, он знает, что это грех. И мой долг – сделать так, чтобы этот человек почувствовал радость и любовь, которую дарит нам Господь. Но как это сделать?
Однажды ко мне пришел человек и покаялся в том, что часто сквернословит. Я уже хотел сказать ему то, что всегда говорил ранее в подобных случаях, – что это тяжкий грех. Но пока он говорил, я подумал другое и затем сказал ему:
«Видишь ли, когда ты ругаешься, то чувствуешь себя очень сильным и важным. Тебе кажется, что ты обладаешь большой властью, раз можешь ругаться такими словами, которые затрагивают очень значимые, священные понятия. И тебе действительно нужна сила, нужна власть. А кто обычно испытывает в этом потребность? Люди, чью силу и значимость не признали другие. И вот они начинают демонстрировать это разными способами: один ругается, другой громит всё вокруг, третий – вытворяет еще что-нибудь.
В чём же здесь дело? В нехватке любви. Эти люди не знали, что их любят. Потому что человек, чувствующий Любовь Господа, не может хулить Его и злословить. Это просто невозможно».
Что же действительно нужно таким людям? Неужели просто замечание священника? Или всё-таки им нужно помочь выйти на общение с Тем, Кто есть Любовь? Смягчить их души, чтобы они почувствовали Бога и после этого упоминали Его Имя только восхваляя Его и говоря: «Господи, благодарю Тебя за то, что Ты любишь меня и дал мне увидеть Твою любовь. Благодарю Тебя, Господи, за то, что для Тебя я ценен гораздо более, чем для окружающих. Благодарю Тебя за то, что с Тобой я чувствую себя уверенно, в безопасности. Как я могу хулить Тебя?»
В сущности, человек, который ругается, хулит Имя Божие и совершает прочие непристойности, тем самым демонстрирует чувство неуверенности в себе и внутреннюю пустоту. А как священник может заполнить эту пустоту? Замечаниями? Но они ничего не заполнят. Упреками? Они вызовут только сопротивление. Повышенным тоном? Будет обратный эффект.
Вспомним притчу о блудном сыне – что сделал Отец, то есть наш Бог? Он обнял своего сына, поцеловал его, омыл с благовониями и одел в новую одежду, дал ему перстень, устроил в его честь пир, праздник. Он подарил ему счастье. «Дитя мое, – сказал Он, – Я люблю тебя! Почувствуй Мою любовь! Почувствуй, что Я люблю тебя, и что в свете Моей любви – сладостном, очищающем свете – всё, что ты наделал, все твои грехи тают, исчезают. И теперь ты уже не захочешь грешить – потому что свет Моей любви наполняет и утешает тебя».
Вдумаемся в притчу о блудном сыне. Если мы хотим понять Господа, то в первую очередь нужно успокоиться, затихнуть и начать полностью доверять Ему. Если я хотя бы на мгновение усомнюсь в том, что Господь может всё для спасения людей (в том числе и близкого мне человека), если хоть на миг усомнюсь в том, что Его любовь гораздо сильнее моей любви, это будет означать, что на самом деле я хочу не спасения моего ближнего, а просто чтобы вышло по моему. Ну что ж – тогда будем продолжать делать то, что нам так нравится: истязать, наказывать себя и всех вокруг, совершать одни и те же ошибки, биться головой о стену. Но это не то, чему следует научиться у этой притчи.
Хватит делать людям замечания! Они не доведут до добра. Что бы кто ни делал – оставь всех в покое. Некоторое время назад я проводил беседу на тему «Оставь своего ребенка в покое». Вот и оставь. Ты его до сумасшествия доведешь своими «полезными» замечаниями, проповедями. Не дави на него – он знает, как надо. Лучше сотвори чудо – я уже говорил, какое. Измени жизнь ребенка своим отношением к нему – любовью, благодатью, молитвой. Дай ему свободу. Помоги ему. И постоянно «беспокой» своими молитвами Бога – не людей, а Бога.
Можешь просыпаться ночью и молиться за всех детей на свете – в том числе и за своего? Делай. Но оставь ребенка в покое. Можно поменять объект – оставь в покое соседа, или жену, или мужа. Каким бы ни был человек – не требуй от него быть таким, каким тебе хочется. Этим ты его только раздражаешь. Но ведь Господь заповедал нам просвещать людей! Миссия, о которой я говорю вам, является самой трудной, потому что это – миссия через собственную святость, смирение и сближение с Богом, собственную молитву и благодать, которую источает наша собственная жизнь. Такая благодать не может раздражать.
Архимандрит Андрей (Конанос)
http://www.pravmir.ru/ne-isportit-svoy-imidzh-pastyirya-ili-pomoch-greshniku/
+ Комментариев пока нет
Добавьте свой