ВС Ляху о богослужении
В течение долгих десятилетий вплоть до середины 80-х годов XX века неколебимым фундаментом, на котором зиждилась богослужебная жизнь евангельских церквей на постсоветском пространстве, была библейская проповедь (искренняя и безыскусная!), точнее, негласный принцип «наивного библицизма» в толковании Слова Божьего.
Доминирующим жанром в то время была тематическая проповедь, уровень которой в силу многих обстоятельств был, мягко говоря, не высок.
Кафедра была средством передачи евангельской вести в логике ортодоксального догматизма, — вести, которая сводилась по преимуществу к апологетизму и демонстративному отстаиванию своей истины в противовес всем остальным конфессиональным истинам.
Трогательное радушие, нарочитое назидание, религиозная сентиментальность сопровождали эти донельзя простые проповеди и выступления, с завидным постоянством и упорством звучащие в молитвенных домах.
Стиснутые атеистическим режимом в свободе, бесправные во всех отношениях граждане великой державы, мы были оторваны не только от светской науки и образования, но и от зарубежной Церкви — матери, ее богословских школ. В силу этих драматических обстоятельств Западная Церковь не могла должным образом помогать своим братьям во Христе, воспитывать своих «иноземных» чад, обеспечивая адекватно все потребности такого сложного и тонкого организма, как община и ее внутренняя богослужебная жизнь.
Между тем, гонимые безбожным режимом, мы не ощущали никаких внутренних смут и кризисов и полагали, что мы существуем и проживаем духовно полноценную жизнь. И действительно, отчасти это было именно так, ибо катакомбное мироощущение и доморощенное богословие в тех обстоятельствах были самодостаточными и внешне вполне удовлетворительными.
Однако эпоха конца 80-х годов с наступившими свободами открыла нам не только новые возможности и преимущества, но, прежде всего, глаза на самих себя.
На фоне ярких проповедников и миссионеров, приехавших с Запада, изощренных в Слове и раскрепощенных в манерах, наши служители выглядели неуклюжими, малообразованными, неубедительными. «Наивный библицизм» казался не только простоватым, но уже и неприемлемым.
Виктор Ляху. «К вопросу о протестантском богослужении» ЗДА, 2002 год
+ Комментариев пока нет
Добавьте свой