Евангельские программы
Несколько лет назад один близкий друг посетил нас в Бразилии. Он был миссионером с 10-летним опытом организации евангельских программ. Он и его группа приезжала в город, собирала пасторов и проводила там от 3 до 6 месяцев, обучая советников, организуя возрастание последователей и осуществляя другие необходимые приготовления.
Мы сидели в его автобусе, когда он сказал: «Я попытаюсь еще раз попробовать. Занимаясь этим 10 лет, я не вижу устойчивых результатов моих усилий. Мы организуем кампании и видим массу людей, желающих принять Христа. Местные пасторы свидетельствуют о чудесном преображении их церквей. Но этим все и кончается. Когда мы возвращаемся через 3 месяца, здесь не остается и следа нашего пребывания. Если в этот раз будет такой же результат, я собираюсь вернуться домой в Штаты и заняться бизнесом».
И именно так он и поступил! Такое разочарование и крушение иллюзий — результат желания «пожать» там, где к этому почти не готовились. Позвольте мне показать недостатки благовестия методом «жатвы».
Идея о «массовом благовестии» родилась несколько лет назад. Писатель Петр Вагнер в своей книге «Границы миссионерской стратегии» пишет, что «цель этой формы благовестия — представить Евангелие устно или же письменно всем людям земли, всем слоям общества, в каждом доме и каждому человеку… Массовое благовестие стремится использовать и обучить каждого верующего, способного стать активным и действенным благовестником Христа».
Это заманчивые цели. Я охотно отдал бы свою жизнь, только чтобы видеть их реализованными, — если бы все они были реальными!
«Кампании» массового благовестия много раз проводились во всех странах. Но изучение их эффективности, проведенное различными исследователями, показало отсутствие или непродолжительность их результатов. Вагнер цитирует Джорджа Петерса из Теологической семинарии Далласа, который делает вывод, что, «согласно имеющейся статистике, в большинстве церквей не наблюдается поддающийся оценке рост церкви…» в годы, следующие за кампанией».
Фактически Вагнер показывает, что церковь росла лучше до этого времени. Приводя в пример Боливию, он говорил, что «в 7 смежных церквях Боливии до периода такой евангелизации рост был больше, чем во время ее или за два года, следующих за ней».
В ряде стран было затрачено много сил, но, в конце концов, все окончилось неудачей. Большинство людей, которые принимают в этом участие, — страдают от истощения сил. Программа потребляет всю их энергию. Некоторые оставляют свои постоянные занятия… а потом обнаруживают там огромный застой. Другие приносят в жертву свои отпуска и затем чувствуют, что им нужно два отпуска… Некоторые лидеры выходят из кампании с «несварением евангелизма», и им требуется целый год, чтобы прийти в себя.
Д-р Уин Арн, президент института, занимающегося исследованием роста церквей Америки, в статье «Рост церкви» в журнале «Америка» проанализировал статистические данные после одной из подобного рода евангелизационных кампаний.
Вот типичный результат: обучено 140 руководителей кампании, сделано 7.200 телефонных звонков, охвачено около 2.000 человек, из которых 525 приняли положительное решение, 72 человека заинтересованы достаточно, чтобы записаться в кружок изучения Библии (20 из них становятся членами церкви, причем 16 из них уже имели раньше религиозную жизнь).
Результаты эти получены за время кампании в Северной Америке в городе американского «библейского пояса». Я думаю, что еще худшие результаты получатся в областях с менее подготовленными людьми. Конечно, членство в церкви не единственный критерий, и какие-то результаты все же были.
Данные виды евангельских программ требуют огромных усилий, сверхорганизации, и все-таки они дают разочаровывающие результаты. И такие результаты можно легко предсказать, если мы будем пытаться сохранять «пожинающее сознание», когда благовествуем среди неподготовленных людей.
Результаты такого специфического евангелизационного напора в большинстве местных церквей вызывают разочарование, поскольку действие его не проникает глубоко в общество. Один из пасторов Миннеаполиса делился такими результатами своего 6-летнего служения в евангельской церкви, насчитывавшей 350 членов. Из 159 принятых в церковь за это время 117 перешли из других церквей, 36 были дети верующих родителей и новообращенными были только оставшиеся 6.
Ту же проблему можно видеть в благовествовании, проводимом в меньших размерах и даже на индивидуальном уровне. Я мог бы дописать книгу, как эта, с отчетами о моих собственных тщетных усилиях и усилиях моих знакомых.
И я говорю это не для того, чтобы критиковать. Мы должны быть благодарны за благовествование в любой форме. Вопрос в том, что мы должны изменить нашу тактику, если хотим успешно благовествовать людям, не достигнутым Евангелием.
Джим Петерсен «Живое свидетельство»
+ Комментариев пока нет
Добавьте свой